Сколько будет стоить реклама в космосе
Ипотечные кредиты, газировка или подгузники — какую информацию понесут на орбиту российские ракеты
Тема: Пленарное заседание Государственной Думы 27 марта 2024 года
На космической технике и наземных объектах Госкорпорации «Роскосмос» хотят разрешить размещать рекламу. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 27 марта. Обсуждая его, депутаты отметили, что с космической рекламой важно не продешевить и отправлять на орбиту только проверенную информацию. А специалисты отрасли рассказали «Парламентской газете», каких рекламодателей смогут заинтересовать многомиллионные контракты.
Госкорпорации ищут доходы
Роскосмос может получить право размещать рекламу на космической технике и наземных объектах, находящихся в федеральной собственности. Документ разработала группа депутатов и сенаторов. По их мнению, это даст возможность космической отрасли получить дополнительные доходы — как подсчитали авторы, до 205 миллионов рублей в год. Роскосмос сегодня очень нуждается в дополнительных деньгах, объяснил коллегам первый зампред Комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко: «Госкорпорация находится в непростых условиях из-за санкционного давления и не может участвовать в конкурсах на заключение международных контрактов. Поэтому мы ищем дополнительные источники доходов».
В законопроекте речь идет о внеконкурсном заключении Роскосмосом рекламных контрактов, но депутаты сочли, что конкурс — лучше. Поэтому, по словам Дениса Кравченко, документ ко второму чтению доработают. Кабмин определит размеры и сроки платежей по договорам.
Кто это увидит
Коммунисты выступили против рекламы на ракетах. «Сергей Королев и Юрий Гагарин были бы удивлены такой инициативе, — сказал депутат Ренат Сулейманов. — Мы, конечно, понимаем, что с волками жить — по-волчьи выть, и деньги нужны, но 200 миллионов — это разве так много?»
Коллегу по фракции поддержала Ольга Алимова: «Теперь мы узнали, куда банки денут образовавшуюся у них в прошлом году сверхприбыль — на рекламу ипотечных кредитов на борту наших космических кораблей. Или что мы будем там рекламировать — газировку, подгузники? А кто увидит эту рекламу на орбите?»
Учитывать этические нормы и не отправлять в космос все подряд призвал и справедливоросс Андрей Кузнецов. А его сопартиец Олег Нилов отметил, что космическая отрасль — символ России, и если так пойдет дело, то дальше рекламодатели захотят размещать информацию и в Госдуме, и на объектах Минобороны. Единоросс Владимир Новиков поддержал коллег в том, что если и размещать рекламу в космосе, то рекламировать там все лучшее, что производится в России.
Денис Кравченко ответил, что ограничения морально-этического характера для космической рекламы предусмотрят, а 200 миллионов — не такая маленькая сумма, тем более, по расчетам, это примерная стоимость рекламной интеграции при одном запуске. А в год Россия в среднем производит около двух десятков космических пусков, соответственно, доходы будут на порядок больше.
Потенциально маячат миллиарды
Реклама в космосе — это не российское ноу-хау. Еще в 1985 году американская компания Pepsi запустила на орбиту свою продукцию, а в 1990-м японская телекомпания TBS разместила свою рекламу на корпусе космического корабля. С тех пор в космос не раз отправляли различные товары и снимали там рекламу, размещали логотипы на борту ракет.
Нормальной практикой назвал это заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью МГУ, вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев: «Мы же размещаем рекламу на бортах самолетов и кораблей, автомобилей и автобусов. Я даже удивился, что для того, чтобы начать что-то рекламировать в космосе, потребовался отдельный законопроект. Американцы это спокойно делают и зарабатывают миллионы».
Будет ли стоить космический промоушен те самые 205 миллионов, а может, миллиарды, сейчас сказать трудно, но интерес к теме будет очень высокий, спрогнозировал Евстафьев: «У американцев это сработало. Космос — красивая тема, поэтому очень много шансов, что сработает и у нас. И хорошо бы, чтобы такие эксклюзивные рекламные места продавались на аукционе».
Космическая реклама выстрелит в любом случае, даже если старт, не дай бог, окажется неудачным, уверен эксперт: «Если что-то пойдет не так, то вскоре об этом и не вспомнят, то есть рекламируемый бренд не пострадает. Зато от каждого успешного запуска выиграет очень сильно».
О том, что россияне любят космос и все, что с ним связано, говорят продажи интернет-магазинов: там сувениры и одежда с космической тематикой очень популярны. Особенно много изображений Гагарина и первых собак-космонавток Белки и Стрелки. Поскольку их бренды не зарегистрированы, фотографии и портреты клепают кто во что горазд.
Читайте также:
• Бизнес предлагают привлечь к исследованию космоса • Владельцев космических объектов хотят обязать сообщать о них в Роскосмос
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Денис Кравченко , Ренат Сулейманов , Ольга Алимова, Андрей Кузнецов, Олег Нилов, Владимир Новиков