Все о пенсиях в России

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Ситуацией с Wildberries заинтересовались в ФАС, в прокуратуре и в Госдуме

Возможно, деятельность маркетплейсов нуждается в дополнительном нормативном регулировании

15.03.2023 17:31

Автор: Елена Балабаева

Ситуацией с Wildberries заинтересовались в ФАС, в прокуратуре и в Госдуме
  © Тимур Ханов/ПГ

Депутаты Госдумы 15 марта пригласили представителей компании Wildberries и владельцев пунктов выдачи заказов на Охотный Ряд, чтобы обсудить возникшие в маркетплейсе разногласия. Пункты выдачи заказов компании (ПВЗ) по всей стране, как пишут СМИ, закрылись во время забастовки — собственники возражают против новых условий оферты, огромные штрафы внутри компании не дают им работать. Как предлагают разрешать подобного рода конфликты, разбиралась «Парламентская газета».

Платить за ошибки клиентов

Забастовка сотрудников части пунктов выдачи заказов Wildberries началась 15 марта. Россиян, пришедших в ПВЗ забрать свои заказы, встречали закрытые двери. Это не только доставило клиентам компании неудобства, но и может ударить по их кошельку. Невостребованный заказ вернется продавцу, и в некоторых случаях за возврат с клиента списывают деньги.  

По сообщениям РБК, сотрудники недовольны новой системой штрафов, которую руководство Wildberries ввело в начале марта. С работников пунктов выдачи стали удерживать полную стоимость товара, если покупатель возвращает ее из-за брака. Аналогично штрафовать намерены, если в посылке оказался не тот товар.

При этом ситуации, когда вещь в посылке оказывается иной, нередко создают сами покупатели. В соцсетях давно обсуждается вид мошенничества, при котором недобросовестный клиент маркетплейсов заменяет оригинальный товар, например сумку или косметику, поддельным или более дешевым, а затем возвращает заказ.

Накануне пресс-служба Генрокуратуры сообщила, что прокуратура Московской области проверит сведения о нарушении трудовых прав работников Wildberries.

Тем временем РИА «Новости» приводит сообщение Wildberries о том, что информация о закрытии ПВЗ не соответствует действительности. Пункты якобы продолжают свою работу штатно.

Недопустимо, когда на пункты выдачи заказов перекладывают расходы, связанные с возвратом бракованного или поврежденного товара, считает председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

«Wildberries привлекали клиентов за счет того, что давали посмотреть и примерить товар и вернуть в любой точке в течение двух недель. Теперь же связанные с этим расходы пытаются повесить на самое низшее звено — на тех, кто выдает товар, — сказал депутат. — Это может привести к закрытию этих точек, потому что клиенты будут пользоваться услугами других маркетплейсов, которых сегодня уже несколько в стране».

Читайте также:

• В Госдуме подготовят законопроект в защиту сотрудников маркетплейсов

Решение в диалоге

После резонансного заявления сотрудников Wildberries о забастовке депутаты пригласили на встречу в Госдуму утром 15 марта представителей пунктов выдачи заказов и самой компании. Последние на совещание не пришли, а вот сотрудники ПВЗ с готовностью обсудили проблему с депутатами.

Об итогах встречи «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев. По его словам, во-первых, сейчас готовятся поправки в действующее законодательство, чтобы не допускать подобных ситуаций. Во-вторых, возникший конфликт планируется обсудить на совещании ФАС, которое пройдет на следующей неделе.

«Фракция «Справедливая Россия — За правду» уверена, что текущий конфликт можно решить договоренностью сторон, — сказал Гусев. — У нас есть опыт защиты малого бизнеса, и мы будем продолжать делать это и дальше».

Депутат подчеркнул, что нынешняя ситуация касается не только трех с лишним тысяч партнеров компании, но и всех жителей страны, пользующихся услугами маркетплейса. «Ситуация серьезная, непростая, но мы ей занимаемся», — добавил Гусев.

Право бастовать

Трудовой кодекс признает право работников на забастовку. К этому способу разрешается прибегнуть, если примирительные процедуры не привели к разрешению спора, если работодатель не выполняет соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров или решения трудового арбитража.

Есть и случаи-исключения. Например, нельзя бастовать в периоды введения военного или чрезвычайного положения. Запрещено бастовать сотрудникам органов, обеспечивающих оборону страны, безопасность государства, аварийно-спасательные, поисковые, противопожарные работы, ликвидацию стихийных бедствий и ЧС. Запрет распространяется на сотрудников правоохранительных органов, организации, обслуживающие особо опасные виды производств, и на станции скорой помощи.

Участие в забастовке по закону является добровольным, и принуждать к ней нельзя.

В современной России забастовки работников происходят не так часто. В конце 2022 года после ухода с российского рынка компании «ИКЕА» закрылся ряд предприятий, а работники оказались без дела. В Санкт-Петербурге сотрудники организовали предупредительную забастовку с требованием коллективных переговоров с работодателем. Итогом стало соглашение с новым собственником, по которому в течение года за работниками сохранятся рабочие места.