Школ, яслей и студенческих общежитий станет больше
Во втором чтении проект федерального бюджета на предстоящие три года пополнился несколькими сотнями поправок
Федеральная поддержка регионов в 2019 году будет увеличена на 177 миллиардов рублей. В то же время финансирование образовательных программ дополнительно к утверждённым в первом чтении бюджета 25 миллиардам рублей в части строительства сельских школ вырастет на три миллиарда рублей, к ним добавятся ещё одиннадцать миллиардов рублей, предназначенных для ликвидации третьей смены и более пяти миллиардов рублей на модернизацию школьной инфраструктуры. Также будет увеличена доля федерального участия в обеспечении яслями детей до трёх лет и студенческими общежитиями учащихся вузов. А весь процесс исполнения бюджета будет внимательно отслеживаться трёхсторонней комиссией, работа которой перейдёт в постоянный режим. И это далеко не все итоги второго чтения проекта бюджета на 2019-2021 годы в Госдуме, которое документ успешно прошёл 14 ноября.
Депутаты и кабмин учли всё, что можно
Отмечая позитивную составляющую предложенных изменений в бюджет следующей трёхлетки, председатель Госдумы Вячеслав Володин напомнил, что с того времени, когда депутаты принимали в первом чтении концепцию основного финансового документа страны и утверждали его основные параметры, профильными думскими комитетами была проведена серьёзная работа.
«При принятии законопроекта в первом чтении мы изначально говорили с Правительством, что нам будет необходимо принять большое количество поправок, которые уже закрепляют финансирование постатейно, — сказал спикер палаты. — И сейчас Комитет по бюджету и налогам предлагает принять 464 поправки и отклонить 187. Это как раз те решения, которые нам необходимо рассмотреть и принять для того, чтобы были реализованы национальные проекты. От этих решений зависит развитие страны и благосостояние наших граждан».
При этом председатель Комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров уточнил, что поправки предполагают распределение средств по мероприятиям и объектам с тем, чтобы регионы «увидели себя» в реализации планов Правительства.
Другая задача, которая стояла перед депутатами перед вторым чтением, — максимально точно распределить традиционные субсидии, то есть федеральную поддержку субъектов для формирования региональных бюджетов с учётом нацпроектов и федеральной поддержки. Обе эти задачи, по словам Макарова, удалось решить.
Важным условием подготовки поправок в этот раз стала более плотная, нежели обычно, работа профильных думских комитетов с Правительством. «Работа всех комитетов Государственной Думы, всех депутатов в значительной степени вошла в те поправки, которые были внесены кабмином», — уточнил депутат.
Таких поправок, отметил Макаров, поступило 462, ещё 214 поправок внесли депутаты Госдумы. Таким образом, в общей сложности было получено 678 поправок. Один из основных блоков изменений, в частности, увеличивает федеральную поддержку регионов с учётом нацпроектов: в 2019 году субъекты в виде межбюджетных трансфертов получат 2,272 триллиона рублей, в 2020 году — 2,319, в 2021 году — 2,268 триллиона рублей.
Куда конкретно направят деньги
Нацпроект «Здравоохранение» должен аккумулировать в следующие три года 698 миллиардов рублей, «Образование» — 362 миллиарда рублей, «Жильё и городская среда» — 318, «Экология» — 278, «Безопасные и качественные дороги» — 371, «Наука» — 135, «Цифровая экономика» — 409, «Производительность труда и поддержка занятости» — более 20, «Культура» — 44, «Малое и среднее предпринимательство» — почти 150, «Международная кооперация и экспорт» — 285 миллиардов рублей и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» — 1,031 триллиона рублей.
Особое отношение при подготовке проекта бюджета депутаты проявили к реализации нацпроекта «Образование». К утверждённым в первом чтении бюджета 25 миллиардам рублей добавятся ещё 11 миллиардов рублей, предназначенных для ликвидации третьей смены в школах, финансирование строительства сельских школ будет увеличено на три миллиарда рублей и более пяти миллиардов рублей дополнительно пойдут на модернизацию инфраструктуры.
«Это те деньги, которые планируется направить на ликвидацию проблем с холодными школьными туалетами в Сибири», — уточнил Макаров, добавив, что более трёх миллиардов предназначено ещё на улучшение материальной базы школ, а на поддержку детей с ограниченными возможностями Правительство направит миллиард рублей.
При этом на обеспечение яслями детей в возрасте до трёх лет в рамках нацпроекта «Демография» в следующие три года финансирование будет увеличено на 36 миллиардов рублей. Таким образом, уже в 2019 году на решение этой задачи пойдут 60 миллиардов рублей — в 2,5 раза больше, чем в текущем году. На обеспечение студентов общежитиями в следующую трёхлетку финансирование будет увеличено также более чем в два раза.
Кроме того, в следующие три года по поручению председателя Госдумы будет продолжена поддержка всероссийских организаций инвалидов. На эти цели будет выделено 200 миллионов рублей. Деньги будут выделены и благотворительному фонду «Доктор Лиза». Предложение спикера в этом вопросе поддержал и премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Кроме того, дополнительно выделяются деньги, сейчас это 300 миллионов, а дальше по 2,1 миллиарда рублей на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Это абсолютно новые статьи расходов, но они очень важны», — подчеркнул Макаров.
Аграрии получат компенсацию по ГСМ
Уточняя цифры помощи аграриям, глава комитета отметил, что производители сельхозтехники дополнительно получат в следующем году шесть миллиардов рублей. Кроме того, на закупку сельскохозяйственной техники в 2019 году будет направлено 79 миллиардов рублей, в 2020 году — 85, в 2021 году — 82. В то же время на возмещение текущих затрат в связи с увеличением утилизационного сбора в 2019 году производители техники получат 12,9 миллиарда рублей, в 2020 году — 17, в 2021 году — 17.
На льготный лизинг строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники в бюджете заложено в 2019 году 2,1 миллиарда рублей, в 2020 году — 2,3, в 2021 году — 3,1 миллиарда рублей. Для достижения целевых показателей региональных программ субсидии составят в 2019 году 40,6 миллиарда рублей, в 2020 году — 40,6 и в 2021 году — 39 миллиардов рублей.
Помимо этого, до конца 2018 года на агролизинг предполагается направить дополнительно четыре миллиарда рублей.
Вячеслав Володин, отмечая серьёзные объёмы финансирования аграрного сектора, предусмотренные в бюджете, напомнил, что один вопрос всё-таки остался не до конца решённым. Правительство выделило всего пять миллиардов рублей на компенсацию сельхозпроизводителям потерь, связанных с весенним ростом цен на горюче-смазочные материалы. Однако, по данным Минсельхоза, на эти цели необходимо 12 миллиардов рублей.
«Хотелось бы, чтобы мы этот вопрос зафиксировали, потому что было выделено пять миллиардов рублей на компенсацию, связанную с ростом цен на ГСМ для сельхозпроизводителей, а речь шла о 12 миллиардах рублей», — обратил внимание депутатов председатель Госдумы.
Вячеслав Володин заявил о необходимости вернуться к решению этого вопроса при рассмотрении поправок в бюджет на 2018 год во втором чтении.
Также спикер палаты отметил возросшую роль трёхсторонней комиссии, работа которой должна перейти в постоянный режим, так как к её компетенции отнесено большое количество вопросов.
«В отличие от предыдущих лет она будет работать не только ежемесячно, но, возможно, и чаще», — уточнил председатель Государственной Думы.
К вопросам ведения трёхсторонней комиссии в первую очередь относятся межбюджетные отношения и вопросы, связанные с реализацией национальных проектов и госпрограмм, которые необходимо принимать именно в этом формате, потому что там есть региональная составляющая.
Спикер Госдумы призвал депутатов и парламентские фракции активнее участвовать в работе комиссии. «Многие вопросы мы можем обсуждать в постоянном режиме, а не только в рамках поправок к бюджету», — сказал он.
Основные параметры проекта бюджета
Согласно проекту бюджета на 2019 год ВВП страны увеличится на 4,6 триллиона рублей по сравнению текущими показателями - до 106 триллионов рублей при темпах роста 1,3 процента. В 2021 году темпы роста экономики значительно возрастут и ВВП достигнет 118,4 триллиона рублей.
При этом прогнозируется, что отраслевая структура инвестиций в основной капитал будет определяться приоритетными направлениями госполитики в сфере инфраструктурных проектов и импортозамещения в машиностроении, фармацевтической и пищевой промышленности.
Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу для формирования проекта федерального бюджета, составлен исходя из цены на нефть 63,4 доллара за баррель в 2019 году при ожидаемой цене на нефть 69,7 доллара в конце 2018 года.
Уровень инфляции при этом должен вырасти с 3,4 процента в конце 2018 года до 4,3 процента в 2019 году, но впоследствии снизится до четырёх и 3,8 процента в 2020 и 2021 годах.
В то же время курс рубля, по прогнозам, сохранится в пределах 63,9-64,0 рубля за доллар до конца 2021 года.
Общий объём доходов федерального бюджета в 2019 году составит 19,9 триллиона рублей (в том числе дополнительных нефтегазовых доходов в сумме 3,3 триллиона рублей), сумма расходов — 18 триллионов рублей. Профицит составит 1,9 триллиона рублей.
Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в 2020 году составит 20,2 триллиона рублей, в 2021 году— 20,9 триллиона рублей. Расходы в 2020 году не выйдут за пределы 19 триллионов рублей, в 2021 году чуть превысят 20 триллионов.
Профицит федерального бюджета в 2020 год составит 1,2 триллиона рублей, в 2021 году — 951,9 миллиарда рублей.
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Андрей Макаров