Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Северяне ждут закона об опорных зонах

Сейчас такой документ разрабатывается, его стержневой пункт — создание восьми опорных зон

Тема: VII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее»

До 18 декабря Минэкономразвития должно внести документ в Правительство

04.12.2017 00:10

Автор: Людмила Глазкова

Северяне ждут закона об опорных зонах

2017 год, Архангельская область. Ненецкий автономный округ. В поселок Варнек вертолетом с Большой земли доставлены продукты  /  Фото ИНТЕРПРЕСС.РУ

НЕ ТОЛЬКО КЛАДОВАЯ РЕСУРСОВ, НО И ПЕРЕДОВОЙ РУБЕЖ ОБОРОНЫ

«При взгляде на нашу Арктическую зону первое, что надо иметь в виду, это обороноспособность РФ. Ныне Арктика — передовой рубеж обороны. Неслучайно США первую свою сплошную ПРО создали на ее побережье, откуда они ожидают удара от нас, а мы от них, — говорит член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров. — Изменение ледовой обстановки тоже не улучшает, а ухудшает наши оборонные позиции. В связи с потеплением скрытность российского флота, с одной стороны, уменьшается, с другой — создает новые возможности. Настало время подумать о создании современных военно-морских баз в российской Арктической зоне. Это потребует поддержки наземными коммуникациями».

По словам сенатора, созрели и экономические условия. От Мурманска до Анадыря вовсю ведутся геологоразведочные нефтяные, газовые и иные работы. Встал вопрос о необходимости выработать комплексную стратегию развития транспорта для Арктики. Он как раз и обсуждался на заседании руководимого им Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации.

Прокладка железной дороги из Салехарда до Норильска позволила бы в разы удешевить создание нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Ждет освоения и Восточная Сибирь с ее запасами стратегических металлов: меди, никеля, алмазов, редкоземельных элементов. Ведь именно на них будет основана экономика шестого технологического уклада.

Отсюда и развитие макрорегиона как приоритет социально-экономической политики. В него входят Архангельская и Мурманская области, республики Коми и Якутия, Красноярский край, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа. Без малого 1/5 часть нашей страны с населением — 2,37 миллиона человек.

Российская правовая база, определяющая существование Арктики, соответствует обширности объекта и насчитывает около 500 актов. Однако ее устарелость и отсутствие системности не отвечают задачам дня.

СЕГОДНЯ РАМОЧНЫЙ ЗАКОН, ЗАВТРА — АРКТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Для парламентариев главной точкой приложения усилий ныне является принятие закона об опорных зонах Арктики. Первоначальная редакция документа регулировала широкий спектр вопросов развития макрорегиона. Вердикт председателя Госкомиссии по вопросам Арктики Дмитрия Рогозина был категоричен: «Закон нужен, но он должен быть конкретным и посвящен опорным зонам (ОЗ)».

Законопроект рассматривает Арктическую зону как особый объект госуправления, хотя это и не объект административно-территориального деления РФ. Он призван обеспечить условия для освоения ресурсной базы региона и континентального шельфа, совершенствования транспортной инфраструктуры и, в частности, Севморпути как катализатора развития.

Опорные зоны (это новое понятие) создаются и для того, чтобы прекратить отток населения, привлечь новые кадры. Каркас ОЗ составят реализуемые и уже завершившиеся инфраструктурные и производственные проекты. Еще один термин — якорный проект, характеризующийся стоимостью не менее 100 миллиардов рублей и подтягиванием за собой иных проектов в ОЗ. Закон гарантирует «безотзывные» обязательства» государства по обеспечению формирования инфраструктуры, предоставления льгот и преференций.

На пространстве от Мурманска до Чукотки решено образовать восемь опорных зон - Кольскую, Архангельскую, Ненецкую, Ямало-Ненецкую, Воркутинскую, Таймыро-Туруханскую, Северо-Якутскую, Чукотскую.

«Широким форматом «арктического кодекса» пришлось пожертвовать в пользу рамочного варианта закона. Таковы нынешние экономические реалии, — сожалеет сенатор, зампред Совета по Арктике и Антарктике Александр Акимов. — Откуда появилось понятие «опорные зоны»? Это зоны вдоль Северного морского пути. Они совпадают с основными сырьевыми региональными центрами, которые до 90-х годов прошлого века в основном все были закрытыми. Там распоряжались пограничники и военные.

Сегодня ставится вопрос о круглогодичном использовании Севморпути как самого короткого пути проводки судов на Восток, отсюда и необходимость возрождения того, что было создано раньше.

2016 год, Якутия. Участники церемонии зажжения огня Международных спортивных игр «Дети Азии» на священной горе Кисилях / Фото РИА «НОВОСТИ»

ТЕРРИТОРИИ С ПРОЕКТАМИ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Чем ОЗ отличаются от территорий опережающего развития и особых экономических зон? В понимании Президента РФ, опорные зоны — это не только территории, а в первую очередь перечень скоординированных, взаимодополняющих друг друга проектов, а также инструментов господдержки. Их основные задачи — освоение минерально-сырьевых центров, привлечение инвестиций и развитие Севморпути. В рамках зон могут создаваться иные «территории с преференциальными условиями ведения предпринимательской деятельности».

Законопроект прописывает порядок создания опорных зон (решение принимает Правительство РФ), их финансирования. Последнее допускает создание фонда поддержки проектов в Арктике. Упор на инициативы с мультипликативным эффектом и блок современных научно-технологических решений.

Пилотные проекты создания опорных зон запланированы на 2018-2020 годы, а функционирование — с 2021 года. Их участниками станут государство, регионы и бизнес.

«Развитие опорных зон — задача комплексная, — обращает внимание председатель Совета по Арктике и Антарктике Вячеслав Штыров. — Это не отдельное предприятие, а такой узел, в котором как для региона, так и для Арктики в целом решаются многие вопросы, и в том числе логистические, транспортные. Они — главное звено не только в законопроекте, но и в новой редакции госпрограммы развития региона, продленной Правительством до 2025 года. В октябре кабмин утвердил экономическую модель проекта строительства Северного широтного хода. Он продолжает знаменитую северную железную дорогу с выходом на Ямал. Форма ее реализации — ГЧП, конкретно — на условиях концессии. Это решения, которые мы рекомендовали».

Дорогая логистика, энергетика, высокие расходы на производство и сложные условия жизни — это все об Арктике. Проблему сенатор видит в том, что пока госпрограмма ориентируется на традиционные механизмы реализации. Даст Правительство денег — не даст… Нужные механизмы, считает он, следует заложить в законе о развитии Арктики. Через него с помощью инструмента ГЧП можно решить многие вопросы. Задача парламентариев — принять закон в первой половине 2018 года.

Где взять средства на мегапроекты? Уже звучат предложения использовать в качестве новых инструментов финансирования гособлигации с особыми режимами и… криптовалюту, а также распространить режимы свободного порта Владивосток на все объекты и порты Арктической зоны.

С 1989 года северные территории покинул каждый десятый житель»

НА ЯКОРЯХ ПРОЕКТЫ КРЕПЧЕ ДЕРЖАТСЯ

Теперь о самих проектах. Так, Архангельская ОЗ, предположительно, включит в себя 12 масштабных проектов — строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» (БЕЛое море — КОМи — УРал), глубоководного района морского порта Архангельск, разработку Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле со строительством горно-обогатительного комбината.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России, в прошлом многолетний мэр Воркуты Игорь Шпектор критикует Правительство: «Меня поражает отношение к «Белкомуру». Есть концессионеры, есть возможности. Эта стальная артерия развяжет нам руки. Когда строили дорогу Воркута — Москва, каждая шпала — это человек, поэтому кандалы были. Теперь их нет, сплошная демократия, а где результат?»

На роль якорного проекта в Кольской ОЗ претендует комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Предстоит проложить 47 километров железной дороги на западный берег Кольского залива, где можно создать угольные и нефтяные терминалы, береговые базы обеспечения для тех, кто займется шельфом. Там же, в селе Белокаменка, уже реализуется проект компании «НОВАТЭК» по строительству верфи.

Сферой приложения приоритетных проектов в Северо-Якутской ОЗ (республика — самый крупный арктический субъект) станет транспорт. Здесь все пассажирские перевозки дальнего и внутрирайонного сообщения осуществляются только по воздуху, для грузовых используются автозимники (их протяженность — 13 тысяч километров!) и внутренние водные пути. Жители республики остро нуждаются в строительстве мостового перехода через реку Лену в районе Якутска, аэропортовых комплексов в арктической части территории. Обветшавший на 90 процентов флот требует обновления через господдержку проектов лизинга морских и речных судов отечественного производства.

В Ямало-Ненецкой ОЗ эпохальным проектом называют «Ямал СПГ» с новым арктическим морским портом Сабетта в Обской губе. Он уже успешно прошел круглогодичное тестовое испытание. Пилотный проект по производству 16,5 миллиона тонн сжиженного природного газа и 1,5 миллиона тонн газового конденсата в год — отправная точка не только для освоения месторождений полуострова, но и будущего развития российского ледокольного флота.

Первый вице-губернатор ЯНАО Алексей Ситников назвал приоритетным решение логистических проблем.

В российской Арктике сосредоточено 90 процентов извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России»

ЗАБУДЬТЕ О ВАХТОВОМ МЕТОДЕ!

Арктическое законодательство продолжит развиваться. На последнем заседании Совета поднят вопрос переработки действующего закона о Севморпути. Пункт о медицине — в частности, о программе «Арктический доктор» (она работает в Якутии и Мурманской области), предлагается включить в закон о развитии Арктики.

«В законодательном плане мы должны работать по четырем вопросам, — подвел итоги Вячеслав Штыров. — Первое — закон об Арктической зоне, второе — о Севморпути, третье — нам надо взять на себя сопровождение других конкретных моментов. Например, ГЧП на Северном широтном ходе. Или ГЧП по «Белкомуру» и автодороге из Сыктывкара на Нарьян-Мар, где не получается партнерство государства и бизнеса».

С созданием правовой базы для макрорегиона надо торопиться, — мнение губернатора Мурманской области Марины Ковтун. «Люди устают от ожиданий, — говорит она. — Средняя заработная плата у нас всего на 33 процента выше, чем в среднем по России. Разве это конкурентное преимущество северянина, который живет девять месяцев в зиме, 63 дня в полярной ночи, сложных климатических условиях, на всем привозном? Да еще платит двойную цену за энергомощности. Мы пять лет бьемся и доказываем, что система ценообразования на Севере несовершенна. Пока все уходит в словеса, люди уезжают…».

Необходимость изменения системы энергетического и продовольственного обеспечения арктических районов, а также совершенствования госполитики по регулированию рынка труда для привлечения и закрепления кадров отметил в своих рекомендациях недавно созданный при вице-спикере Госдумы Ольге Епифановой экспертный совет по вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Арктической зоны РФ.

С 1989 года отсюда уехал каждый десятый житель. Теперь из 15 миллионов человек осталось 13,4 миллиона. Наибольшие потери понесли Чукотский округ (остался лишь каждый третий), Магаданская область и Мурманская область. И отток населения не прекратился. Эксперты думского профильного совета, возглавляемого Ольгой Епифановой, выступают за устранение аморфности определения объекта поддержки — «районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности».

Вывод: для адекватной компенсации расходов проживания северян нужна корректировка госгарантий. Это не только экономически целесообразно, но и справедливо, если учесть, что доля доходов федерального бюджета от использования минерально-сырьевой базы Севера превышает 40, а валютных поступлений — 80 процентов.

Чтобы сформировать в арктических, северных и дальневосточных территориях устойчивую к кризисам социальную среду, нужно провести районирование по зонам с разной степенью комфортности условий проживания. А потом на этой основе выработать систему предоставления гарантий и компенсаций населению, включая районные коэффициенты. Вахтовым методом, как убеждены и северяне, и экспертное сообщество, Арктику не освоить.   

Схема размещения опорных зон развития в Арктике