Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

12.12.2024В Соцфонде рассказали, как вырастет пенсия работающих пенсионеров в январе

Северный завоз может стать дешевле

Для этого перевозчикам предложили давать льготные кредиты и снизить цены на доставку грузов

00:00  Автор: Мария Соколова

Северный завоз может стать дешевле
  © Nikita Greydin/Baltic Shipyard/Handout via REUTERS

Закон о северном завозе, вступивший в силу в апреле, позволил создать централизованную систему управления поставками товаров. На прилавках северных магазинов расширился ассортимент, но пока не удалось добиться снижения цен на еду и продукты первой необходимости. Чтобы решить этот вопрос, глава Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов предложил предоставить перевозчикам льготные кредиты как минимум на два года и удешевить стоимость доставки грузов. Проблемы северного завоза обсудят на заседании одной из комиссий Совета законодателей 16 декабря.  

Дефицит сокращается

В советское время северный завоз был централизованным, но в 90-е годы регулирование поставок товаров на удаленные территории легло на плечи регионов. Организовать доставку грузов без участия федерального центра не получалось. В итоге в северных городах возник дефицит продуктов, а цены на них оказались выше, чем в Центральной России.

На решение этих проблем направлен закон о северном завозе, разработанный Правительством вместе с парламентариями. Документ вступил в силу в апреле 2024 года. Он разграничил полномочия органов власти разного уровня. Поставки теперь планируют на несколько лет вперед, а координирует их Минвостокразвития. Все грузы разделили на три категории. К первой отнесли товары для жизнеобеспечения населения — продукты, топливо, лекарства. Ко второй — для государственных нужд и к третьей — все остальные. Регионы получают казначейские кредиты на закупку товаров северного завоза.  

Закон работает уже восемь месяцев. «Сейчас мы можем отслеживать каждый контейнер, — сказал «Парламентской газете» Николай Харитонов. — Пока еще рано подводить итоги вступления новых норм в силу, но есть первые результаты — расширился ассортимент продукции на прилавках в северных магазинах. Однако с завышенными ценами на еду и топливо пока не удалось справиться».

Николай Харитонов. © пресс-служба Госдумы

Как снизить цены

На заседании одной из комиссий Совета законодателей 16 декабря обсудят, как закон о северном завозе работает на практике. Предстоит подвести итоги навигационного периода и сформировать предложения о совершенствовании доставки грузов.

По словам Николая Харитонова, навигационный период в северных регионах длится с мая по октябрь, а на некоторых территориях — меньше двух месяцев. «Участники завоза готовы возместить бюджетные кредиты только после того, как продадут продукцию, то есть в следующем году, к началу новой навигации», — сказал Харитонов. А сейчас им дают казначейские кредиты на срок до года.

Для поставок грузов на Север нужны кредиты как минимум на два года, уверен депутат. Потребность в них сейчас — около 30 миллиардов рублей.

На стоимость товаров на северных территориях влияют и цены логистических услуг. Не решен вопрос, касающийся грузов, идущих на Дальний Восток по железной дороге, отметил Николай Харитонов. Депутаты, представляющие дальневосточные регионы, обратили внимание, что в два раза подорожала доставка контейнеров. К тому же по железной дороге грузы стали доставлять дольше. Если раньше контейнер в Магадан шел около сорока дней, то сейчас — 60-90 дней. Выходом могла бы стать доставка по Севморпути, но цены на ледокольную проводку судов также выросли.

Комитет по развитию Дальнего Востока и Арктики предлагает проанализировать стоимость и доступность ледокольного сопровождения судов и фрахта кораблей для товаров северного завоза. Без удешевления доставки не получится снизить цены на продукты и топливо на удаленных территориях.

Кредитные ставки могут изменить

Регионы Дальнего Востока и Арктики, куда доставляют северный завоз, могут получить дополнительную поддержку. Государство рассматривает возможность субсидирования расходов регионов на оплату процентов по кредитам и транспортные издержки.

По мнению первого замглавы Минвостокразвития Гаджимагомеда Гусейнова, специальные бюджетные кредиты, сопоставимые со ставкой в три процента годовых по казначейским кредитам, необходимы регионам северного завоза, чтобы своевременно обеспечивать население продуктами. Об этом он заявил 4 декабря на стратегической сессии в национальном центре «Россия».

На мероприятии рассмотрели предложение о распространении на северный завоз действующих федеральных программ. Например, президентские субсидии можно задействовать для финансирования строительства и модернизации инфраструктуры доставки продукции северянам.

Сейчас участниками северного завоза являются 21 регион, 170 муниципальных образований и 2950 населенных пунктов. Благодаря программе свыше двух миллионов жителей отдаленных территорий получают продукты, лекарства и медицинские изделия, топливо и другие товары. По данным Минвостокразвития, запланированный на 2024 год объем поставок выполнили на 99 процентов. Северяне получили больше 3,4 миллиона тонн грузов.

Читайте также:

• В Арктику будут привлекать инвесторов и новых специалистов