Сергей Митин: Контроль за продажей воды в вендинговых автоматах будет усилен
Новые санитарные правила в этой сфере могут появиться уже осенью
По подсчетам экспертов, в нашей стране работают более 30 тысяч водоматов, продающих питьевую воду, и их количество увеличивается с каждым днем. Между тем контроль за качеством такой воды пока довольно слабый. Чем отличается вода в розлив от упакованной, насколько опасно покупать воду из водоматов и почему важно навести порядок в этой сфере? Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин.
- Сергей Герасимович, в вашем выступлении на круглом столе в Перми, посвященном качеству продаваемой в автоматах воды, прозвучала обеспокоенность качеством этого продукта. Что это за вода и насколько безопасно ее покупать?
- Рынок питьевой воды сейчас растет очень быстро. Это закономерное явление — с учетом нарастающих экологических проблем и ухудшения качества водопроводной воды, а также стремления населения к здоровому образу жизни. Сегодня питьевая вода продается в разных видах. Чаще всего мы видим ее в магазинах упакованной в стеклянную или пластиковую тару. Такая упакованная вода полностью безопасна. Специальная комиссия в Совете Федерации совместно с Роспотребнадзором и Росстандартом провела большую работу по обеспечению безопасности и контроля качества упакованной питьевой воды. Ее результатом стало принятие ряда важных документов — технического регламента ЕАЭС, единого классификатора упакованной воды (минеральная вода там выделена в отдельную категорию) и постановления Правительства об обязательной маркировке упакованной воды, которая введена с 1 марта этого года. Благодаря этим мерам фальсификатам упакованной питьевой воды поставлен надежный заслон, а качество ее находится в зоне внимания контролирующих органов. Что же касается воды в розлив — это другой сегмент рынка, пока таким регулированием не охваченный. Речь идет о воде, которая продается в автоматах в тару покупателя. При этом количество производителей воды в этом сегменте рынка продолжает расти.
- Получается, некоторые производители, избегая контроля в секторе упакованной воды, стали уходить в тень и торговать водой из водоматов?
- Нет, я бы таких выводов не делал. Во-первых, торговля водой из водоматов развивается не только в нашей стране — это мировая практика. Она очень важна для экологии, поскольку позволяет экономить на пластиковой таре, утилизация которой пока не везде налажена. Учеными подсчитано, что один водомат за год позволяет сократить производство пластиковых бутылок на 30 тысяч штук.
Во-вторых, немаловажен фактор цены. Вода из автомата дешевле для потребителя. Поскольку тару он приносит свою.
Поэтому развитие рынка водоматов — в целом нужная и положительная тенденция, а вовсе не способ ухода в тень для недобросовестных компаний. В нашей стране создана Ассоциация производителей воды в розлив, туда входит несколько десятков компаний. Судя по заявлению ассоциации, контроль качества воды находится у них в зоне пристального внимания. Благодаря такому подходу к проблеме сегодня нет массовых случаев нарекания потребителей на качество питьевой воды из автоматов. Поэтому покупать такую воду можно. Однако я убежден, что контроль за продажей воды в вендинговых автоматах должен быть усилен и осуществлять его должны государственные органы. Сложность же в том, что законодательная база для такого контроля пока не создана. Именно этим и должна заняться наша рабочая группа в палате регионов совместно с Правительством в предстоящую осеннюю сессию.
- Это будут поправки в законодательство?
- Речь идет о создании дорожной карты по установлению законодательного регулирования рынка питьевой воды в розлив. Алгоритм действий нами уже наработан за время решения аналогичной задачи по законодательному регулированию упакованной питьевой воды. Необходимо определить направления, про которым возможен фальсификат продукта. Для этого в законодательстве нужно закрепить определение, что такое питьевая вода в розлив, продающаяся в водоматах.
Будем анализировать и сопутствующую законодательную базу. Сейчас, например, потребитель, обнаруживший фальсификат при продаже воды в розлив, может опираться только на закон о торговле, который не обеспечивает полной защиты его интересов. Более действенным документом в данном случае мог бы стать действующий закон о качестве и безопасности пищевой продукции, и в него сейчас мы собираемся вносить изменения. Дело в том, что надпись на автомате, что вода прошла десять степеней очистки, сегодня не обязывает владельца автомата установить в нем даже элементарный фильтр. А если нет жестких требований, нет и ответственности со стороны вендоров. Это, конечно, развязывает руки недобросовестным участникам рынка, в результате чего под угрозу может быть поставлено здоровье потребителя.
Ситуацию смогут поменять новые санитарные правила торговли водой в розлив. Там будут отражены важные нюансы, которые касаются как качества воды в водоматах, так и особенности обслуживания самих водоматов. Последнее немаловажно. Ведь автомат, заправленный водой с нарушением санитарных правил (например, если при заправке заливной шланг не продезинфицировали), может стать рассадником бактерий. А это уже угроза массового отравления. Все эти моменты должны быть учтены при разработке новых санитарных правил продажи воды в водоматах. Мы совместно с Роспотребнадзором такие правила готовим, и появиться они должны уже осенью.
Ещё материалы: Сергей Митин