Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Сенаторы подготовили меры по снижению цен на авиабилеты

На рассмотрение Совфеда предложения поступят после утверждения Комитетом палаты по экономической политике в конце сентября

30.08.2017 00:00

Автор: Геннадий Мельник

Сенаторы подготовили меры по снижению цен на авиабилеты
ФОТО: FLICKR.COM/ ALEXANDER BABASHOV

С конца июля 2017 года, когда председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о создании специальной рабочей группы в палате регионов, сенаторы активно ищут решение проблемы ценообразования в сфере авиаперевозок. По результатам анализа парламентарии выработали необходимые регулирующие меры, которые будут препятствовать неоправданному удорожанию проездных документов. Содержание подготовленного документа пока не раскрывается. Но как стало известно «Парламентской газете», основное внимание в нём уделено трём основным факторам, из-за которых наблюдается необоснованный рост стоимости авиабилетов. Это завышенная стоимость авиационного топлива, монополизм аэропортового обслуживания, а также жадность самих авиакомпаний.

Аэропортовые поборы

По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергея Калашникова, предложения по борьбе с несправедливым ростом цен на билеты уже готовы. На первом же заседании Комитета после летнего перерыва 26 сентября они должны быть утверждены и представлены на суд палаты.

Почем воздух?

«Комиссия провела анализ формирования стоимости авиаперевозок и подготовила регулирующие меры, которые существенно изменят ценовую политику авиакомпаний, и прежде всего внутри страны», — пояснил сенатор «Парламентской газете».

Детально содержание документа, подготовленного рабочей группой, пока не раскрывается. Однако, по словам Сергея Калашникова, список причин, которые приводят к необоснованному удорожанию билетов, получился объёмным.

«Интерес представляют три позиции: завышенная стоимость авиационного топлива, монополизм аэропортового обслуживания, а также жадность самих авиакомпаний», — отметил парламентарий.

В частности, сенатор привёл пример необоснованного увеличения стоимости билета на Камчатку, куда перелёт в последнюю декаду августа оказался в три-четыре раза выше, чем во вторую декаду сентября.

Существенно влияют на стоимость авиаперевозок аэропортовые сборы за наземное воздушных судов — зачастую траты на это составляют примерно половину цены билета. И здесь начинаются нюансы: например, при одинаковой закупочной цене авиатоплива заправить лайнер в московском аэропорту Шереметьево будет гораздо дороже, чем в Ростове. То же самое касается стоимости обслуживания пассажиров, багажа. И авиакомпании вынуждены платить. А если кому не нравится — летите в … Ростов!

Любая мера поддержки чем она более всего приближена к рыночным механизмам, тем она эффективнее.

При этом с 1 апреля 2017 года московские аэропорты Домодедово и Шереметьево официально повысили аэропортовые сборы для авиакомпаний на 7,1-7,5 и 10-15 процентов соответственно. Рекордсменом по этому показателю за последнее время стал аэропорт Мурманска, который завысил свои услуги более чем в 7,5 раза, чем привлёк к себе внимание местных антимонопольщиков.

Ещё недавно в ФАС разбиралась с неадекватно высокими ценами на булочки в аэропортах, но здесь вопрос серьёзнее. Ряд российских авиакомпаний, включая как крупных перевозчиков, так и небольших операторов, уже обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой провести проверку по факту роста стоимости аэропортовых услуг. В идеале же авиакомпании просят вернуть госрегулирование тарифов.

Минус НДС на внутренние перевозки

Сегодня в рамках госпрограммы обеспечения доступности воздушных перевозок для жителей страны действуют субсидируемые тарифы. Воспользоваться льготным авиабилетом с Дальнего Востока в европейскую часть России и в обратном направлении в экономклассе могут граждане России в возрасте до 23 лет и свыше 60 лет (для женщин — свыше 55 лет), инвалиды первой группы, а также сопровождающие инвалида первой группы и ребёнка-инвалида. Программа работает с первого апреля и до 31 октября. Стоимость такого перелёта, например, из Владивостока в Москву и обратно составляет около 15 000 рублей.

Для остальных категорий пассажиров различные авиакомпании практикуют собственные программы, которые позволяют совершить перелёт в оба конца страны за 22-25 тысяч рублей. Но это при условии, что билет в экономкласс приобретается за месяц-два. Если же его покупать за три дня до вылета, то ценник вырастет в три-четыре раза.

Прямое субсидирование немного расхолаживает компании: руководство не ищет резервы, возможности снижения расходов.

Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин убеждён, что региональные перевозки надо поддерживать и для этого использовать все возможные механизмы: будь то налоговые послабления или субсидирование.

«Люди привыкли пользоваться услугами внутренних рейсов, отменить их невозможно, особенно в Дальневосточном регионе в период распутья, — пояснил законодатель «Парламентской газете». — Регионы вынуждены создавать свои авиатранспортные компании и зачастую испытывают серьёзные проблемы с финансированием. Прямое субсидирование немного расхолаживает компании: руководство не ищет резервы, возможности снижения расходов. Гарантия получения хоть каких-то средств по убыточным рейсам позволяет им сидеть сложа руки».

По словам сенатора, более действенной мерой стало бы обнуление ставки НДС для внутренних авиаперевозок. Прецедент уже создан — сегодня из-под налогообложения выведены авиаперевозки в Калининградскую область и Крым. Однако Минфин отчаянно сопротивляется распространению этого опыта.

«НДС — это федеральный налог, и Правительство видит потери в отмене его для внутренних авиаперевозок, — отметил парламентарий. — Обнуление очень серьёзный шаг, ранее эта льгота предоставлялась только для начинающих предпринимателей малого бизнеса, но там речь о небольших суммах. Поэтому переговоры всегда идут очень сложно».

Очередной раунд таких дискуссий пройдёт в конце года. В совещании в Правительстве примет участие и глава государства Владимир Путин.

Норму провоза ручной клади могут закрепить в законе

«Любая мера поддержки чем она более всего приближена к рыночным механизмам, тем она эффективнее. В этом отношении обнуление НДС — самая удачная мера, так как субсидирование больше напоминает «собес», — пояснил «Парламентской газете» главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Фёдор Борисов.

По его словам, программы субсидирования рассматривались как временная мера на период раскатки. Государство таким образом помогало новому участнику рынка закрепиться, страхуя его от рисков. Но так не может продолжаться бесконечно.

С обнулением НДС мгновенного линейного снижения цен на авиабилеты не произойдёт, убеждён эксперт. Вместе с тем в целом это приведёт к удешевлению поездок для граждан.

«Самая простая математика: сейчас ставка НДС для авиакомпаний составляет 10 процентов, соответственно, если мы налог убираем, то вы просто не платите эту разницу, — подсчитал Фёдор Борисов. — Конечно, плательщиком этого налога является авиакомпания, но она удерживает его с вас. В этой ситуации у перевозчика появится возможность снизить стоимость билета».

Получается, что там, где компания борется за клиента, она уменьшит цену на авиабилеты, а где спрос достаточно устойчивый, она эти деньги оставит себе. В результате перераспределения получается, что на отдельных направлениях вероятно снижение стоимости даже не на 10, а на 20 процентов, заключил учёный.