Сенаторы одобрили поправки о частичном списании долгов регионов
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 10 июля 2024 года
Законопроект: № 639660-8
Совет Федерации единогласно поддержал изменения в Бюджетный кодекс России, которыми вводится возможность пересмотра долговых обязательств регионов и муниципалитетов. В частности, речь идет об условиях для частичного списания долга субъектов РФ по бюджетным кредитам. Как пояснил глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, новыми поправками закрепляются правовые основания для списания такой задолженности.
Он пояснил, что бюджетные долги могут списываться, если регионы будут направлять высвобождаемые средства на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций. В последнем случае это может быть и компенсация доходов, которые не поступили в региональную казну из-за инвестиционного налогового вычета для юрлица — участника реализации инвестиционного проекта. «По сути это новый инструмент регулирования бюджетной задолженности», — пояснил Артамонов.
Также регионам и муниципальным образованиям дается право с 1 января 2025 года использовать экономию средств, образовавшуюся по результатам закупки на средства трансфертов из федерального бюджета товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, на реализацию мероприятий национальных проектов.
Дополнительно поправками закрепляется возможность списания в 2024 году задолженности регионов России по бюджетным кредитам в объеме страховых взносов от реализации новых инвестпроектов в сфере туризма, а также в объеме предоставленных регионами юрлицам инвестиционных налоговых вычетов по новым инвестпроектам, одобренным до 1 января 2025 года.
Также предусматривается признание безнадежной к взысканию и списание образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 года задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий (в том числе казенных учреждений) по административным штрафам, наложенным в рамках работы государственного контроля-надзора, и по исполнительскому сбору.
Поправками ограничивается ежегодный объем расходов бюджетов на исполнение в очередном финансовом году обязательств по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве, а также по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды на уровне десяти процентов от общего объема доходов бюджетов.
При этом в случае превышения предельно допустимого значения расходов на очередной финансовый год такие регионы и муниципалитеты вправе исполнять только принятые до 1 января очередного финансового года обязательства по перечисленным выше соглашениям и договорам без возможности принятия новых обязательств. Учета таких обязательств будет вести Минфин России, который сформирует соответствующий реестр, что, отметил Артамонов, «обеспечит публичность и прозрачность всех бюджетных обязательств регионов».
Также в связи с введением прогрессивной шкалы (свыше 13 процентов) по налогу на доходы физических лиц устанавливаются новые нормативы зачисления доходов в федеральный, региональные и местные бюджеты. При этом нормативы зачисления доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, в региональные (85 процентов) и местные бюджеты (15 процентов) сохраняются в прежнем размере, а все дополнительные поступления подлежат зачислению в федеральный бюджет.
В частности, эти средства будут направлять на финансирование работы фонда поддержки детей с тяжелыми заболеваниями «Круг добра», которое будет определяться суммой доходов от НДФЛ по прогрессивной ставке — особенно в части, где налоговая база превышает пять миллионов рублей. Также стопроцентному зачислению в федеральный бюджет на те же цели подлежат доходы от новых акцизов на никотиновое сырье и никотинсодержащие смеси для нагревания и на фармацевтическую субстанцию этилового спирта, введение которого произошло по инициативе сенаторов РФ.
А вот поступления от нового акциза на природный газ, полученный для производства аммиака, по нормативу 83 процента зачисляются в федеральный бюджет и по нормативу 17 процентов — в региональные бюджеты. Данный порядок направлен на компенсацию возможного снижения поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты.
Кроме того, новыми поправками предусматривается зачисление в местные бюджеты сто процентов доходов от уплаты нового туристического налога, который заменит с 2025 года курортный сбор. Такой порядок будет установлен до 2030 года.
Ещё материалы: Анатолий Артамонов