Сбои в работе Рунета могут повториться
Пострадавшие от массовых отключений интернет-сайтов вправе рассчитывать на компенсации
Причиной крупного сбоя в работе доменов .RU вечером 30 января стала техническая ошибка, при этом специалисты быстро выявили инцидент и смогли оперативно его устранить. Об этом «Парламентской газете» сообщили эксперты в этой сфере. Подобные случаи могут повториться в будущем, предупредили они, но существуют способы повысить устойчивость Рунета. Пока же пострадавшие от сбоя пользователи могут попробовать получить компенсации от компаний, оказывающих услуги в Сети.
Массово и повсеместно
Вечером 30 января Рунет ушел в офлайн. Около семи вечера по московскому времени пользователи стали замечать, что часть сайтов в зоне .RU и российские мобильные приложения перестали открываться. Так происходило не со всеми ресурсами и не у всех операторов связи, но сбой заметили очень многие.
В Минцифры сообщили, что в Рунете возникла техническая проблема, связанная с глобальной инфраструктурой DNSSEC, и обещали в скором времени восстановить доступ к сайтам. Сделать это удалось ближе к девяти вечера, а еще через час работоспособность Сети полностью восстановили.
DNSSEC — это набор расширений протокола DNS, благодаря которому гарантируется целостность и достоверность данных, объяснили в Минцифры. Он нужен для защиты от подмены IP-адресов. Благодаря этому пользователи защищены от фишинга, а сайты — от кибератак различного типа.
Такое иногда случается
Сбой в работе доменов .RU — это результат технической ошибки, рассказал «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Горелкин. «К сожалению, никто от них не застрахован, подобные инциденты время от времени случаются в разных сегментах глобальной Сети, — объяснил он. — В нашем случае специалисты технического центра интернета очень быстро нашли причину ошибки и исправили ее — но из-за особенностей работы технологии DNS понадобилось время, чтобы новые настройки дошли до всех провайдеров».
Первыми, кто почувствовал, что работоспособность была восстановлена, стали абоненты Национальной системы доменных имен (НСДИ), добавил парламентарий. Это, по его словам, один из важных элементов, предусмотренных законом о «суверенном Рунете», как раз предназначенный для решения проблем, связанных с DNS-серверами. «Вчерашний сбой доказал, что НСДИ себя оправдывает, поэтому тем компаниям, которые еще не подключились к системе, это нужно сделать», — заключил Горелкин.
Возможность последующих массовых сбоев в работе Рунета подтвердили и в Совете по цифровой экономике при Совете Федерации. «Такие ситуации могут повторяться как вследствие человеческого фактора, так и из-за сбоев в программном обеспечении», — сказал зампред совета, сенатор Артем Шейкин.
DNSSEC обычно гарантирует безопасность подключения к серверам. Проблемы с ней могли возникнуть из-за внешнего воздействия либо внесения внутренних изменений, предположил член того же думского комитета Антон Немкин. Для недопущения таких ситуаций в нашей стране регулярно проходят учения по обеспечению устойчивости Рунета, их регламентирует специальный закон, рассказал депутат.
«За последние четыре года Роскомнадзор провел шесть учений, их результаты стали основой для разработки новых инструментов безопасности наших сетей связи и систем. Эта работа должна продолжаться», — заверил наше издание Немкин.
Кто возместит миллионы
Проблемы были зафиксированы в работе сайтов «Яндекса», МТС, «Мегафона», «Билайна», Ozon, «Авито», Wildberries и других крупнейших отечественных ресурсов. Каждый час простоя для таких гигантов и Рунета в целом обходится в сотни миллионов рублей, рассказал «Парламентской газете» телеком-эксперт Эльдар Муртазин. Это непроданные товары и услуги, зависшие и отмененные доставки, некорректная работа такси и так далее.
В теории компании могут подавать в суд на государство, но в этом случае придется доказывать, что инцидент произошел по вине чиновника, хотя в Минцифры уже сообщили, что проблема была глобальной, отметил Муртазин. При этом, по его мнению, «неправильный» сертификат запустил конкретный человек, даже не из злого умысла, а из-за отсутствия четкого регламента. «Государство вкладывает миллиарды рублей в устойчивость Рунета, а проблемы продолжаются, следовательно, нужно менять регламенты», — заключил эксперт.
За компенсацией — к поставщику услуг или в суд
Если от проблем в работе Сети пострадали конкретные люди, например, не смогли сделать заказ, но деньги у них списали, то им следует обращаться за компенсацией непосредственно к поставщику услуг, то есть в конкретную компанию. Проблем возникнуть не должно — сбой был масштабный, его официально подтвердили уполномоченные ведомства, поэтому компании вряд ли будут сопротивляться, если вообще не компенсируют все по умолчанию, уверен Антон Немкин.
В крайнем случае можно обратиться в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде при Роскомнадзоре. Его специалисты оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, столкнувшимся с проблемами в цифровом пространстве, добавил депутат.
Чтобы оценить возможность получения компенсации из-за потерянных денег, стоит внимательно изучить договор с поставщиком услуг, посоветовал Артем Шейкин. Взыскание убытков — это универсальный способ защиты нарушенного права, напомнил он, но придется доказывать и сам факт убытков, и их размер. Обращаться с претензией можно как в компанию, так и в суд.
Со ссылкой на экспертов банковского рынка, Шейкин сообщил, что сложности, возникшие в работе приложений, не привели к денежным рискам. Хотя клиенты на какое-то время лишились возможности пользоваться мобильными приложениями для осуществления переводов и оплаты по QR-кодам через СБП.
Ещё материалы: Антон Горелкин , Антон Немкин , Артем Шейкин