С Нового года россиянам придётся больше платить на таможне
Ужесточение требований по беспошлинному провозу товаров поможет бороться с серым и чёрным импортом в страны ЕАЭС
Максимальная стоимость товаров для личного пользования, которые гражданам России и других стран Евразийского экономического союза разрешено ввозить без уплаты пошлины, с 1 января 2019 года снизится втрое — с 1500 до 500 евро. Изменения таможенных правил затронут в первую очередь тех, кто при перевозке наземным транспортом пытается под видом личных вещей ввезти коммерческие грузы, считают эксперты, опрошенные «Парламентской газетой».
Для тех, кто прилетает, правила не меняются
Нормы беспошлинного ввоза вещей для личного пользования появились одновременно с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступил в силу 1 января 2018 года. Если цена или вес товаров при пересечении границы превышают минимальный порог, то нужно заплатить пошлину в размере 30 процентов от их стоимости, но не меньше четырёх евро за каждый килограмм веса.
По инициативе российской стороны с начала 2019-го правила изменятся для тех, кто ввозит товары в ЕАЭС автомобильным, железнодорожным и морским транспортом либо пересекает границу пешком. Планка стоимости, при которой придётся платить пошлину, опустится с 1500 до 500 евро. При этом вес товаров, которые можно будет свободно провезти, уменьшится в два раза — с 50 до 25 килограммов. Такое решение на днях принял Совет Евразийской экономической комиссии.
Вопрос о дальнейшем ограничении беспошлинного провоза товаров обсуждался членами Союза ещё с 2015 года, но ранее предполагалось делать это постепенно, Так, до одной тысячи евро порог собирались снизить с 1 января 2019 года, до 750 евро в 2020-м, а до 500 евро — с 2021 года. Однако впоследствии от этой идеи отказались.
Вместе с тем объём беспошлинного ввоза алкоголя и табака вообще не изменится: до трёх литров спиртных напитков (в том числе пива), 200 сигарет, 50 сигар или 250 граммов табака. Порог беспошлинного ввоза сохранится и для тех, кто ввозит товары воздушным транспортом: 10 тысяч евро или до 50 килограммов.
«Для авиаперевозок ничего не меняется, поскольку из-за строгого контроля там сложнее организовать карго-объединения для челночников», — объяснил Андрей Разбродин, первый зампред Комиссии Общественной палаты по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка.
Челночный бизнес должен стать невыгодным
«В целом мы к такой мере относимся положительно, хотя кардинально проблему она не решает. Вопрос в том, чтобы система внутреннего учёта и контроля была сквозной, а борьба с серым и чёрным импортом велась постоянно. Тогда и подобные «драконовские» меры не понадобятся», — отметил Разбродин. Эксперт признал, что в ближайшее время при провозе товаров для личных нужд могут возникнуть некоторые перекосы, которые потребуется оперативно отрегулировать.
Обоснованным троекратное уменьшение порога беспошлинного ввоза товаров назвал и зампред Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов.
«Если речь идёт о контроле за исключительно наземными пересечениями границы, то понятно, что изменения коснутся в первую очередь тех, кто пытается систематически провозить товар без таможенной нагрузки. Возвращаясь из зарубежных поездок, мы что-то привозим для себя, но когда такие поездки становятся постоянными, в них участвуют одни и те же люди, то это предпринимательская деятельность», — рассказал депутат.
Напомним, что с 2019 года пошлиной также обложат покупки в зарубежных интернет-магазинах, если их стоимость превысит 500 евро в месяц. В июне Минфин согласился с предложением Федеральной таможенной службы облагать пошлиной все покупки в иностранных онлайн-магазинах, но вводить эту норму ведомство предложило не ранее 2020 года.