С мусорными завалами во дворах разберутся по-новому
Функции по содержанию контейнерных площадок субъекты передадут региональным операторам
Тема: Пленарное заседание Государственной Думы 18 декабря 2024 года
На совещании в августе этого года с членами Правительства президент Владимир Путин обратил внимание на то, что организация контейнерных площадок в регионах далека от идеальной. Неудовлетворительное их состояние, в частности, обусловлено отсутствием единого подхода в этой сфере: согласно закону, за регионами закреплено право регулировать схему обращения с отходами, выбирать региональных операторов, но полномочия по созданию контейнерных площадок и их содержанию закреплены за муниципалитетами. Вместе с тем у местных властей просто не хватает денег для регулярного обновления контейнерного парка. Поэтому разумно передать отдельные функции по содержанию участков с мусорными баками региональному оператору через совместное соглашение. Таким образом, у регионов появится выбор: содержать площадки силами МСУ, предоставлять муниципалитетам субсидии из бюджета субъекта или включать соответствующие обязанности в функционал регионального оператора. Такой законопроект Госдума приняла в первом чтении 18 декабря.
Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на заседании Совета законодателей, прошедшего в Подмосковье, заявила, что надежды, которые возлагались на так называемую мусорную реформу, пока не оправдались. Прошло шесть лет, а система по сбору, сортировке, переработке и утилизации отходов до сих пор четко не выстроена. Принятие закона, инициированного сенаторами и депутатами, поможет исправить ситуацию.
Мусор нужно оцифровать
Цепочка утилизации отходов в нашей стране начинается именно с контейнерной площадки, по состоянию которой россияне оценивают, как в регионе организована система обращения со всевозможным хламом. И далеко не везде власти на местах могут похвастаться приемлемым их содержанием. Неудовлетворительное состояние контейнерных площадок объясняется некоторым рассогласованием действий властей, обратил внимание зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов.
С одной стороны, закон закрепляет за регионами право регулировать схему обращения отходов, выбирать региональных операторов, «определять, кто куда везет, как сортирует, как утилизирует и перерабатывает отходы». С другой стороны, полномочия по созданию контейнерных площадок имеются только у муниципалитетов, которым зачастую «просто не хватает средств на должное их содержание». «В результате на немногочисленных контейнерных площадках копятся горы мусора, они зачастую превращаются в стихийные свалки, и это ведет к антисанитарии», — пояснил депутат.
Особенно остро, уточнил он, вопрос стоит на курортных территориях. Например, Краснодарский край в прошлом году принял 18,6 миллиона туристов. В этом году, по всем прогнозам, будет преодолена историческая планка в 20 миллионов туристов. «И, конечно же, это создает дополнительную нагрузку на коммунальную инфраструктуру, в том числе на инфраструктуру обращения с отходами, да и на полигоны твердых бытовых отходов, и на автопарк контейнеровозов, и на контейнерные площадки», — отметил Алтухов.
Уже этим летом, по наблюдению депутата, «стало совершенно очевидно, что в ручном режиме эти вопросы, которые сейчас стоят на курортных территориях, просто нельзя решить» — необходимы системные, законодательные изменения. Разработанный депутатами и сенаторами законопроект во исполнение поручения президента вобрал в себя опыт регионов и был согласован с Правительством.
«Мы предлагаем дать возможность регионам передать часть функций по созданию и содержанию контейнерных площадок региональным операторам. По сути, у региона появится альтернатива из трех вариантов. Либо оставить соответствующие полномочия за муниципалитетами, то есть так, как это организовано сейчас. Либо дать возможность субъектам субсидировать соответствующие мероприятия для муниципалитетов для создания и содержания контейнерных площадок. Либо передать эти функции региональным операторам, и тогда сосредоточить все, что называется, в одних руках», — сказал Сергей Алтухов.
Если субъект выберет третий вариант и передаст функции региональному оператору, то нужно будет заключить трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, исполнительной власти и региональным оператором. Последний должен будет провести инвентаризацию контейнерных площадок, чтобы точно оценить реальные потребности населения. Местные власти обязаны будут выделить земельные участки и передать их регоператору.
«Орган исполнительной власти должен будет предусмотреть мероприятия в тарифе и отследить за реализацией соответствующей инвестиционной программы, — заметил парламентарий. — Региональному оператору после создания таких контейнерных площадок нужно будет передать это все на баланс органам местного самоуправления. А чтобы иметь полную цифровую картину системы обращения с отходами, мы предлагаем сформировать реестры мест размещения твердых коммунальных отходов в государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов ГИС УТКО и прописать, сколько, где, каких контейнерных площадок необходимо, и, конечно же, ликвидировать дефицит, имеющийся сейчас».
Нужна надежная альтернатива
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность мусорной реформы, большинство целевых показателей которой в 2024 году, увы, достигнуты не будут, напомнил соавтор законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. По его словам, на стадии разработки поправок нередко звучала критика по поводу альтернативных вариантов ответственных за мусорные площадки. Оппоненты предлагали передать все в одни руки.
«Почему все-таки приняли альтернативность? Потому что, когда мы проехали более 40 субъектов, половина из них сказали, что у них приняты производственные, инвестиционные, государственные программы, которые позволят ликвидировать за счет денег субъектов дефицит контейнерных площадок. И они также передают субсидии муниципальным образованиям в полном объеме для того, чтобы содержать эти контейнерные площадки», — подчеркнул парламентарий.
По его словам, авторы поправок при их подготовке опирались только на первоисточники: «У нас есть четкая, понятная картина по объему финансирования, дефициту контейнерных площадок, и какие действия необходимо принять по каждому региону в разрезе каждой зоны, за которую отвечают региональные операторы».
Как писала «Парламентская газета», Валентина Матвиенко на заседании Совета законодателей 17 декабря заявила, что при поддержке вице-премьера Дмитрия Патрушева и по инициативе Совета Федерации был создан федеральный штаб по обращению с отходами при Минприроды, в каждом субъекте РФ — региональные штабы во главе с губернаторами. С их помощью удалось получить объективную «мусорную» картину происходящего: в стране не хватает 172 тысяч контейнерных площадок, 423 тысяч контейнеров, более полутора тысяч единиц спецтехники.
Отдельно поднимался на Совете законодателей вопрос проверки аудиторами субъектов во главе со Счетной палатой, куда уходят доходы региональных операторов. По информации законодателей, за счет платежей граждан по тарифу за вывоз мусора ежегодно операторы зарабатывают 280 миллиардов рублей. Однако одна из самых частых причин недовольства жителей, согласно анализу соцсетей и обращений граждан в органы власти разного уровня, касается именно замусоренности территорий жилой застройки и ближайших лесов, куда вывозят отходы практически бесконтрольно.
Читайте также:
• Свалочный переполох: почему в России буксует «мусорная реформа»
Ещё материалы: Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Сергей Алтухов