РЖД развивают транзитный потенциал
Приоритетное направление — международный транспортный коридор «Восток — Запад»
Тема: ПМЭФ — 2017
Стратегическое развитие ОАО «РЖД» направлено на повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог и их поступательную интеграцию в транспортную систему Евразии. При этом в современных условиях перед железнодорожным транспортом открываются новые возможности по совершенствованию работы на обширном евро-азиатском пространстве. Но внешний рынок и глобальная логистика предъявляют всё более жёсткие требования, для соответствия которым необходимо активнее развивать конкурентные преимущества железных дорог, внедрять инновации на основе цифровых технологий.
По прогнозам МВФ, в ближайшие годы рост ВВП развитых и развивающихся стран Азии продолжит опережать рост мирового ВВП. Эксперты оценивают, что рост ВВП в Китае в 2017 году составит 6,5 процента. Следовательно, сохранится и окрепнет тенденция увеличения товарооборота между странами Азиатско-Тихоокеанского региона в страны Евросоюза. В этой связи международному транспортному коридору «Восток — Запад» и его основной составляющей - Транссибирской магистрали принадлежит центральная роль в глобальной цепочке поставок между крупнейшими рынками Азии и Европы.
Сервис на регулярной основе
Статистика контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали по итогам прошлого года наглядно показывает влияние экономических факторов на объёмы перевозимых грузов. Объём международных перевозок крупнотоннажных контейнеров по Транссибирской магистрали в 2016 году составил свыше 516 тысяч двадцатифутовых контейнеров (ДФЭ — двадцатифутовый эквивалент, условная едицина измерения вместимости), что на 2,5 процента больше, чем годом ранее. Планируется, что такой темп роста сохранится и в перспективе.
Уже сегодня расширена география перевозок в сообщении Китай — Европа - Китай с использованием Транссиба. Количество маршрутов увеличено в два раза - с 13 до 26. Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективно выбранной форме развития наземных евро-азиатских транспортных связей за счёт организации курсирования регулярных ускоренных контейнерных поездов. Рост числа железнодорожных контейнерных сервисов между Европой и Азией, а также объёмов перевозимых такими сервисами грузов свидетельствует об их перспективности на целом ряде направлений, в первую очередь между Китаем и странами Европы.
Уже сегодня расширена география перевозок в сообщении Китай — Европа — Китай с использованием Транссиба.
Наряду с открытием в 2016 году новых направлений перевозок в сообщении Китай — Европа притоку транзитных грузов на данном направлении способствует применение гибких ценовых условий дочерними компаниями холдинга «РЖД», эффективная маркетинговая и коммуникационная стратегия компаний холдинга, направленная на продвижение сервисов и постоянное совершенствование технологий доставки грузов (скорость, регулярность, ритмичность). Также существенное влияние на рост перевозок оказывают такие факторы, как осуществление пятилетнего плана развития сети железных дорог Китая, реализация в рамках инициативы КНР «Один пояс - один путь» проекта China Railway Express.Для закрепления позитивных тенденций ОАО «РЖД» весной этого года подписало соглашение между железными дорогами семи стран (Германия, Белоруссия, Польша, Россия, Казахстан, Монголия и Китай) об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай — Европа. Подписание этого документа даст дополнительный импульс развитию не только контейнерных перевозок, но и международного транспортного коридора «Восток - Запад», а также скоординированному и сбалансированному развитию железнодорожной и логистической инфраструктуры. Планируется разработать новые транспортно-логистические продукты, включая перевозки грузов трансграничной электронной торговли, почтовых отправлений, грузов, перевозимых с поддержанием температурного режима в рефрижераторных контейнерах.
В последние годы электронная торговля между странами Азии и Европы растёт двузначными темпами ежегодно и является одним из ключевых драйверов роста спроса на высокоскоростную перевозку грузов. По прогнозным оценкам, объём электронной торговли в мире к 2020 году составит свыше четырёх триллионов долларов. Имеются все предпосылки для переключения части этого грузопотока с морского и авиационного транспорта на сухопутные маршруты Евразийского континента. По оценкам экспертов, к 2030 году с учётом изменения структуры экспорта Китая и роста нетранспортных издержек доля маршрутов, проходящих через Россию, может превысить 15 процентов от грузопотока между Китаем и другими странами Азии и ЕС.
Инфраструктурная поддержка
В настоящее время усилия «Российских железных дорог» сконцентрированы на развитии и формировании целостной железнодорожной транспортно-логистической инфраструктуры МТК «Восток — Запад». Компания в рамках реализации инвестиционного проекта по модернизации БАМа и Транссиба продолжает активно заниматься развитием железнодорожной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальневосточного региона, чтобы коренным образом сократить протяжённость узких мест, повысить скорость и эффективность доставки грузов, а также обеспечить перевозки дополнительных объёмов грузов.
В ближайшие три года планируется построить и реконструировать более 90 станций и 40 разъездов, уложить порядка 570 километров дополнительных главных путей, завершить строительство нового однопутного Байкальского тоннеля протяжённостью 6,7 километра. До конца 2017 года планируется ввести в эксплуатацию порядка 40 километров вторых путей, свыше 75 километров станционных путей, уложить 219 комплектов стрелочных переводов, модернизировать более 880 километров пути, реконструировать 33 малых моста. С начала реализации проекта по развитию железных дорог Восточного полигона реконструировано более четырёх тысяч километров пути.
Холдинг последовательно создаёт систему современных терминально-логистических комплексов по всей сети российских железных дорог. Получает также развитие бизнес в сфере терминального оперирования. Создаваемые сети логистических центров способствуют внедрению в перевозочный процесс инновационных бизнес-технологий доставки грузов: логистических принципов организации перевозок по согласованному расписанию, сквозных технологий на направлениях, примыкающих к пограничным переходам, морским портам, а также к инфраструктуре крупных грузоотправителей и грузополучателей.
Оператор интеграции
Единой интеграционной платформой на территории Евразийского экономического союза для реализации транзитного потенциала национальных транспортных систем стала «Объединённая транспортно-логистическая компания». ОТЛК организует на базовом маршруте Достык/Алтынколь — Брест (и в обратном направлении) стабильный и качественный линейный сервис по аналогии с морским или воздушным транспортом. Объединение транзитного потенциала российских, казахстанских и белорусских железных дорог позволило достичь значительного роста объёма железнодорожных перевозок.
За 2016 год компанией достигнут более чем двукратный рост объёма перевозок в коридоре Азия — Европа по сравнению с 2015 годом - свыше 100 тысяч контейнеров (ДФЭ). В первом квартале 2017 года ОТЛК продемонстрировала рост объёмов перевозок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,4 раза. В целом в этом году планируется перевезти порядка 140 тысяч ДФЭ, а к 2025 году - достигнуть показателя 1 миллион ДФЭ.
180 лет под стук колёс
Отечественные железные дороги в этом году отмечают юбилей. 30 октября 1837 года была официально открыта Царскосельская железная дорога, положившая начало железнодорожной истории России.
Царскосельская дорога была одноколейной и имела длину около 27 километров. Её план представлял совершенно прямую линию с единственным закруглением у моста через Обводный канал. На дороге построили 4 станции: Петербург, Шушары у Московского шоссе, Царское Село и Павловск. Строительство дороги обошлось в 5 миллионов рублей. Время следования поезда из Петербурга в Царское Село составляло 42 минуты со средней скоростью 32,8 км/ч.
Автором проекта и строителем дороги был профессор геодезии Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер.
С вводом в эксплуатацию Царскосельской железной дороги Россия стала пятой в Европе и шестой в мире страной, обладавшей новыми путями сообщения.
В настоящее время «Российские железные дороги» являются одной из крупнейших транспортных систем мира. Их эксплуатационная длина составляет 85,3 тысячи километров, а по протяжённости электрифицированных линий (43,4 тысячи километров) они занимают первое место в мире.
Российские железные дороги обеспечивают 45,6 процента совокупного грузооборота (с учётом трубопроводного транспорта) и 25,7 процента пассажирооборота в стране.
Современное социальное и экономическое развитие России немыслимо без железных дорог. Они являются связующим звеном единой экономической системы страны и самым доступным транспортом для миллионов граждан.