Русскому лесу пропишут строгий учёт
Подготовлены поправки в Лесной кодекс, возвращающие контроль за отраслью на федеральный уровень
Власти намерены вернуть полномочия по сбору достоверной и актуальной информации о лесах с регионального на федеральный уровень, подтвердили «Парламентской газете» в Рослесхозе. Проект таких поправок в Лесной кодекс, где уже учтены замечания Аппарата Правительства РФ, агентство направило на согласование в Минприроды. Предстоящие изменения входят в пакет мер по реформированию лесного хозяйства страны, которые сенаторы обсудят с вице-премьером Викторией Абрамченко на «правительственном часе» в Совете Федерации 21 октября.
Хотели как лучше
В 2006 году Лесной кодекс отнёс лесоустройство (это комплекс мер, направленный на сохранение леса в связи с хозяйственной деятельностью в этой сфере) к полномочиям регионов с ежегодным выделением на него средств из федерального бюджета.
По словам председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова, принимая такое решение, руководствовались здравым смыслом и отрицательного эффекта не ждали.
«Рассчитывали на то, что регионы сами лучше сумеют распорядиться лесами, — рассказал сенатор «Парламентской газете». — Надеялись, что в леса пойдут инвестиции, на месте будет проще решать многие вопросы. Но сейчас видно, что без достаточных средств субъекты не могут решать проблемы с теми же с лесными пожарами — чтобы с ними бороться, нужны деньги. Кроме того, необходима единая система учёта лесных ресурсов».
По данным Рослесинфорга, ведущей лесоучётной организации страны, входящей в систему Рослесхоза, сегодня только в 12 регионах достоверность и полнота данных о количественных и качественных характеристиках лесов составляют 100 процентов.
Общая площадь полностью учтённых лесов на территории Белгородской, Ивановской, Курской, Липецкой, Московской, Тульской, Калининградской, Самарской областей, Чувашской Республики, а также республик Адыгея, Марий Эл и Татарстан насчитывает около 8 миллионов гектаров.
Свежими сведениями о лесоустройстве располагают 443 из 1469 российских лесничеств. Даже в зоне интенсивного освоения лесов актуальность информации о них составляет 35,4 процента. А дефицит таких сведений — это как минимум ослабление контроля за состоянием лесного хозяйства со всеми «сопутствующими» последствиями: вырубкой лесов, хищническим к нему отношением и активной криминализацией этой сферы, о чём, в сущности, и шла речь на совещании у президента, посвящённого проблемам лесного комплекса, 30 сентября.
«Лесоустройство перестало быть элементом системы государственного управления лесами, — объяснила «Парламентской газете» замглавы Рослесинфорга Людмила Коновалова. - Если ранее объём работ ежегодно увеличивался и в 2006 году достиг 46,3 миллиона гектаров, то уже через год после принятия нового кодекса было лесоустроено лишь 4,4 миллиона гектаров».
Расчёт на независимого федерала
Регионы не справились с лесоустройством, в том числе по причине отсутствия системного подхода к проведению таких работ, полагает первый замдиректора Рослесинфорга Александр Зыков.
«Зачастую для их проведения субъект выбирал лесничество исходя из большей площади, не руководствуясь логикой, что актуальные данные нужны в первую очередь в зонах интенсивного лесопользования, — отметил он в беседе с «Парламентской газетой». — Кроме того, новые материалы лесоустройства не всегда вовремя вводятся в действие — до двух и более лет, что также приводит к снижению актуальности данных о российском лесе».
В регионах не хватает специалистов по лесоустройству, выдвинул свою версию случившегося первый зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Василий Власов.
«Не всегда на местах знают, как всё правильно и грамотно оформлять. Различается региональное законодательство в лесной и земельной сферах, — поделился он наблюдениями с «Парламентской газетой». — И чаще всего всё это спускается на уровень муниципалитетов, где знатоков земельного дела не хватает. На федеральном уровне и профессионалов хватит, и контролировать всё проще через единые информационные системы. Когда полномочия передают муниципалитетам, это порой приводит к криминальным попыткам захватить ту или иную территорию».
В сентябре 2020 года Рослесхоз направил в адрес Минприроды России проект поправок к Лесному кодексу, предлагающий передать с регионального на федеральный уровень весь комплекс работ по лесоустройству на землях лесного фонда, сообщило агентство в ответ на запрос «Парламентской газеты».
Документ, доработанный службой в соответствии с замечаниями Аппарата Правительства РФ, — часть государственного плана по развитию и декриминализации лесного комплекса, который обсуждался на совещании у президента 30 сентября.
«Мы рассчитываем, что не будет сращивания интересов местных чиновников и бизнеса. Приедет федерал, который будет от всех независим, и станет действовать самостоятельно в пределах своих полномочий. Что греха таить, незаконные рубки под видом санитарных, а порой и пожары — проблемы криминального плана. Федерализация лесоустройства должна серьёзно изменить ситуацию», — прогнозирует Алексей Майоров.
В стране хотят строить лесные дороги
Одной из ключевых системных проблем отрасли назвал вопросы лесоустройства вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьёв накануне тематического «правительственного часа» 21 октября с участием Виктории Абрамченко.
Он напомнил, что по поручению главы палаты регионов Валентины Матвиенко сенаторами создана межведомственная рабочая группа по совершенствованию лесного законодательства. В её состав вошли представители органов власти, научного, экспертного и бизнес-сообществ.
«Опираясь на сведения, полученные в ходе изучения эффективности лесной отрасли, члены межведомственной рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства подготовили и направили в Правительство Российской Федерации и заинтересованные органы власти свои рекомендации («дорожную карту» — комплекс мер по совершенствованию функционирования лесной отрасли)», — цитирует Воробьёва пресс-служба Совета Федерации.
В число необходимых системообразующих решений нормативного правового характера он включил подготовку и внесение в Государственную Думу ряда проектов федеральных законов: о создании единой цифровой системы управления отраслью для отслеживания древесины от заготовки до переработки и реализации, о передаче на федеральный уровень полномочий по лесоустройству и государственному лесному надзору. Кроме того, в субъектах РФ планируется создание государственной лесной охраны как отдельного института и распространение на неё мер госзащиты.
По мнению Воробьёва, требует проработки и реализации комплекс мер, направленный на поддержку ответственного лесопользования, реализуемого на долгосрочной основе, на создание лесной инфраструктуры — лесных дорог — с сопутствующим стимулированием глубокой переработки древесины.
«Рассчитываем, что реализация всех запланированных мероприятий по совершенствованию лесной отрасли позволит ей занять лидирующие позиции в экономике России, как это было на рубеже ХХ века, поднимет практически утраченный престиж лесной профессии, позволит возродить лесные традиции и династии», — резюмировал зампредседателя Совета Федерации.