Росстат — Правительству, деньги — регионам
В Госдуме предложили Минфину радикально поменять принципы распределения финансов из бюджета, а Минэкономразвития — перестать приукрашивать статистику
Прошлогодние темпы экономического роста в 2,3 процента, представленные в отчёте Правительства по исполнению федерального бюджета в 2018 году, заставляют усомниться в корректности приведённого показателя, так как по расчётам ФНС и законодателей он значительно меньше. А так как завышенный показатель напрямую влияет на прогноз экономического роста на следующую бюджетную трёхлетку, то, по мнению председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, целесообразно передать Росстат из ведения Минэкономразвития кабмину, чтобы не возникало соблазна подогнать статистику под нужные показатели.
Это мнение глава бюджетного комитета высказал 26 сентября в ходе отчёта Правительства в Госдуме по исполнению прошлогоднего федерального бюджета. Мнение депутата поддержал спикер Госдумы Вячеслав Володин, сказавший, что вывод отнюдь не приукрашен, а отражает объективную картину.
Лукавые цифры и строгие выводы
Главный результат бюджета 2018 года — устойчивый рост российской экономики. Но если детализировать, возникают вопросы. И прежде всего к Росстату, чьи данные по экономическому росту в России за 2018 год кажутся сомнительными. Причина — очевидные нестыковки в данных после того, как их сопоставили с данными ПФР, налоговой службы и прочих ведомств, сказал Андрей Макаров.
«Разница превышает один триллион рублей, и получаются другие цифры экономического роста, — заметил депутат. — В конце 2018 года мы узнали вдруг, что рост экономики серьёзно повысился и составил 2,3 процента. Мы хотим разобраться в том, как возникла эта цифра. Очень бы не хотелось, чтобы экономический рост зависел только от того, кому подчиняются органы статистики».
Глава бюджетного комитета напомнил, что Минэкономразвития, в чьём ведении находится статистическое ведомство, до сих пор не выполнило требование депутатов предоставить пофакторный анализ зафиксированного экономического роста. Единственный вывод, который следует из этого, — идёт подгонка данных Росстата под нужный результат. В частности, подгоняются данные фонда оплаты труда и заработной платы. В итоге получилась существенная разница между данными Минэкономразвития и данными фактического исполнения, а в течение 2018 года такие показатели в прогнозе министерства менялись пять раз, отметил глава комитета.
«Поэтому, возможно, надо повысить его статус и вернуть в непосредственное подчинение Правительству, чтобы никакое ведомство не могло использовать эти данные для достижения своих целей», — предложил Макаров.
Материалы, представленные Макаровым, должны быть розданы всем, сказал спикер Госдумы Вячеслав Володин, добавив, что предположения главы бюджетного комитета относительно корректности цифр Минэкономразвития ничуть не приукрашены, а, напротив, «дают объективную картину».
Бюджет и дети
Вячеслав Володин отметил также, что представленный законопроект об исполнении бюджета, помимо сухих цифр о безусловных достижениях в недавнем прошлом, даёт возможность проанализировать состояние экономики в целом, что позволит избежать ошибок в будущем и поспособствует решению задач в следующей бюджетной трёхлетке. А она должна начаться с 1 января 2020 года, а не в июле или августе, как это происходит сейчас. Это позволило бы успеть выполнить все важнейшие контракты по крупным инфраструктурным и транспортным проектам, к которым приходится приступать после конкурсных процедур в октябре, когда, например, в Красноярске уже идёт снег.
«В январе деньги должны поступать в регионы, в муниципалитеты, с марта должна начинаться работа, — подчеркнул председатель Госдумы. — Это вопрос бюджетной дисциплины, это вопрос использования бюджетного рубля, это реально вопрос вопросов. Ведь о чём президент говорит? Чтобы рубль доходил до человека на решение проблем».
Рубль станет доходить до человека вовремя, когда все министерства и ведомства начнут в буквальном смысле шевелиться, то есть после принятия закона о бюджете все подзаконные акты подготавливать до конца текущего года, соответственно, и соглашения с регионами заключать не в феврале, а до наступления новогодних праздников.
Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов с позицией председателя Госдумы согласился и обещал в решении вопроса практическую поддержку. «Абсолютно справедливо — нужно менять процедуры исполнения бюджета, чтобы все решения по субсидиям принимались до начала финансового года. Мы обязательно подготовим соответствующие законодательные решения, мы найдём конструктивное решение тех вопросов, которые ставит Государственная Дума», — сказал глава Минфина.
Также Силуанов поддержал предложение спикера решить, что называется, окончательно и бесповоротно вопрос с обеспечением жильём детей-сирот.
«У нас практически во всех регионах есть большое количество судебных решений, стоимость которых — десятки миллиардов, по обеспечению жильём детей-сирот, — напомнил Володин. — В связи с этим было бы правильно выработать предложения. Мы из года в год откладываем эти решения. У регионов средств на это нет. Регионы-доноры имеют резервы, а регионы-реципиенты откуда найдут решение? Они же с вами на соглашении. Вы им прописываете всё. Мы должны выработать решение по этому вопросу. Каким оно будет, зависит от нас. Но откладывать его в долгий ящик нельзя».
Глава палаты пояснил, что речь идёт о десятках тысяч детей-сирот, поэтому будет уместно создать рабочую группу и постараться до рассмотрения бюджета на следующий год выйти с предложением.
«Нам досталось здесь рассматривать этот вопрос. Давайте возьмём на себя ответственность с пониманием того, что мы можем сделать и что не можем. Но бегать от него — самое плохое», — подчеркнул Володин.
Ещё материалы: Вячеслав Володин , Андрей Макаров