Россию ждёт наплыв иностранных туристов
Этому способствует упрощение визового режима и улучшение сервиса, считают эксперты
С 2021 года в стране начнут действовать электронные визы — такое послабление позволит привлечь в Россию больший поток туристов. Кроме того, привлекательность отдыха в наших городах обеспечивает улучшение сервиса при сравнительно невысоких ценах. Как меняется обслуживание в российских гостиницах? Где отдохнули соотечественники в Новый год? На эти и другие вопросы ответили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».
Турпоток в Крыму вырастет на 10 процентов
Пилотные проекты по введению электронных виз уже работают в Дальневосточном регионе и Калининградской области. Кроме того, граждане 53 стран могут оформить въездные документы через Интернет и посетить по ним Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
«Для въездного туризма этот год несёт значительные перемены, — рассказала глава Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина. - В 2020 году мы будем информировать мировое сообщество о возможности оформления электронных виз для иностранцев, будем готовиться к этому нововведению».
Эксперты отмечают, что упрощение визовых требований может привлечь больше путешественников в Россию — тем более что в нашей стране растёт качество оказания услуг. Так, доля жалоб россиян в Общественную палату по поводу сервиса в гостиницах в этом году снизилась на 20 процентов. Тем не менее пока эта причина лидирует среди обращений туристов на горячую линию общественников, отметила Сутормина. «За время новогодних праздников в нашу комиссию поступило 275 обращений от граждан, отдыхавших как на территории страны, так и за её пределами. Основной темой обращений стал некачественный сервис в местах пребывания — на них пришлось 45 процентов запросов», — сказала она.
Кроме того, россияне жаловались на задержки рейсов в аэропортах — 23 процента обращений и на туристических операторов, которые задерживали трансферы или размещали не в те гостиницы, — 18 процентов обращений. По внутреннему направлению большинство жалоб поступило из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, популярных горнолыжных курортов, расположенных в Краснодарском крае и Кабардино-Балкарии.
«Большинство проблем, с которыми сталкивались соотечественники на отдыхе, действительно свелись к защите прав потребителей», — подтвердил член Общественного совета Ростуризма Роман Бобылев. По его словам, в целом новогодние праздники прошли спокойно, форс-мажорных ситуаций с участием туристов зафиксировано не было. «Как один из трендов Нового года в отрасли можно отметить увеличение числа отдыхающих на территории страны, причём речь идёт не только о внутреннем, но и о въездном потоке», — добавил он.
Существенных проблем не было и в организации автобусных и железнодорожных перевозок, продолжил председатель Общества защиты прав пассажиров Кирилл Янков. А туристов, решивших отметить Новый год на вотчине Деда Мороза, ждал подарок — из Москвы в Великий Устюг были организованы ретропоезда на паровозной тяге, напомнил он.
В целом среди регионов России по количеству туристов лидерами стали Москва (столицу посетили более 20 миллионов человек), Санкт-Петербург, Сочи и Крым. «Безусловно, запуск железнодорожного сообщения с Крымом в конце декабря стал знаковым событием для туристической отрасли. Согласно прогнозам экспертов, это позволит только в 2020 году увеличить туристический поток на полуостров на 10 процентов. Я думаю, что в будущем эта цифра будет динамично расти», — сказала Сутормина.
Предложение «горящих туров» сократится
В топ-10 самых востребованных выездных направлений по данным туроператоров вошли Турция, Таиланд, ОАЭ, Куба, Доминиканская Республика, Вьетнам, Шри-Ланка, Гоа (Индия), Индонезия и Малайзия. «Всего около 13 процентов россиян провели новогодние праздники за рубежом», — отметила член Общественной палаты.
Прогнозы о сильном повышении цен из-за нового закона о запрете размещения хостелов в жилых домах не оправдались: у туристов остаются такие варианты, как посуточная аренда жилья или апартаментов, сказала эксперт. Сутормина напомнила, что, по данным последних опросов, около половины туристов — 44,9 процента — предпочитают останавливаться в отелях. Так, 41,3 процента путешественников выбирают гостиницы категории четыре звезды, а четверть (25,8 процентов) — ищут варианты размещения в двух и трехзвёздочных отелях. Проживание в пяти звёздах обычно бронируют 8,4 процента респондентов, а остальные туристы (24,5 процента) не обращают внимания на класс гостиницы.
Помимо отелей путешественники часто бронируют апартаменты (15,5 процента) или снимают квартиру у жителей города (9,4 процента), а 5,5 процента опрошенных сообщили, что останавливаются у друзей. В целом эксперты отмечают лояльность ценовой политики трёхвёздочных отелей. При этом многие из них предлагают привлекательные варианты для детских групп, обратила внимание эксперт по детскому отдыху Ассоциации туроператоров России Мария Леонова.
В 2020 году, по мнению аналитиков, большая часть российских путешественников будет отказываться от услуг турагентств в пользу туроператоров. «Второй важный тренд — сокращение доли «горящих туров» на рынке. Прошлый год показал, что туроператоры вполне могут работать практически без «горящих» предложений», — сказала Елена Сутормина. Наконец, ещё одна тенденция связана с увеличением пользователей онлайн-сервисов — всё больше людей будет покупать туры на сайтах туроператоров и использовать мобильные приложения для бронирования гостиничных услуг.