Российский мейнстрим
Размышления о выборе модели развития страны
Снижение экономического роста, мощный отток капитала из страны (70 миллиардов долларов в 2013 году) сигнализируют о неблагополучии, складывающемся в нашей экономике. Большинство авторитетных экспертов сходятся на том, что ситуация настоятельно требует определиться по вопросам выбора модели развития в нынешних, как внутренних, так и внешних экономических условиях.
Свою позицию по этому вопросу высказал академик РАН Александр Некипелов.
На мой взгляд, есть два принципиальных подхода. Первый, преобладающий в сознании власти, я бы назвал «российским мейнстримом». Второй — альтернативный, которым руководствуется достаточно большая группа экономистов, в число которых вхожу и я. Разумеется, в рамках обеих позиций существует достаточно большой разброс точек зрения, но в целом дискуссия сводится к нескольким основным пунктам.
Прежде всего это экономический рост и модернизация экономики, денежно-кредитная и финансовая инфраструктура, макроэкономическая политика и наконец — роль и функции государства в экономике как регулятора и собственника.
В центре внимания представителей «российского мейнстрима» находится вопрос о деформациях в функционировании рыночного механизма в современном Российском государстве. Они считают сегодня наиболее важной задачей снятие этих искажений за счет структурных реформ в различных областях, развития конкуренции как главного инструмента экономического прогресса. Признавая функции государства, они их сводят большей частью к правотворчеству, судопроизводству, правоприменению, проведению антимонопольной, денежно-кредитной, финансовой, в ограниченных масштабах социальной и региональной политики, а также скорейшей приватизации принадлежащих государству активов. Сторонники этой позиции исходят из того, что сохранение достаточно серьезных активов собственности государства само по себе является одним из важнейших факторов деформации экономики.
Так ли это на самом деле?
Альтернативный подход не отрицает необходимости структурных реформ в экономике, однако не преувеличивает их значение. Для оздоровления ситуации и построения современной экономики в долгосрочном плане одних только структурных реформ недостаточно. В сегодняшних условиях без активного участия государства в экономической жизни невозможно решить стоящие перед нами проблемы. Речь идет вовсе не о подрыве условий для действия рыночных механизмов, а о создании возможностей для их нормальной реализации. При этом государство должно быть готово в необходимых случаях вносить в результаты действия рынка оправданные с точки зрения общества коррективы.
Мы сейчас сталкиваемся с очень печальной ситуацией в инвестиционной сфере. Ну не хочет частный сектор инвестировать. Огромный разрыв существует между нормой сбережения и нормой накопления. В условиях более или менее сбалансированного бюджета это автоматически выливается в отток ресурсов из страны за рубеж. И вот задача государства заключается в том, чтобы благодаря своей инвестиционной политике, в первую очередь в сферах инфраструктуры и высоких технологий, создать частному сектору благоприятные условия для инвестирования.
Теперь по экономическому росту и модернизации. Есть у сторонников «российского мейнстрима» тенденция приравнивать процесс модернизации самой экономики к процессу модернизации институтов в экономике, то есть осуществлению тех самых институциональных реформ. Выдвигается тезис о том, что сегодня стимулирование совокупного спроса бессмысленно, поскольку свободных мощностей в экономике достаточно мало или почти нет (хотя это не так, они все-таки есть). Поэтому, с их точки зрения, упор нужно делать на меры по стимулированию предложения. А они как раз и сводятся к совершенствованию институтов, снижению налогового бремени, привлечению иностранных инвестиций.
В действиях нашей власти прозрачно улавливается установка на ограничение амбиций страны в сфере образования и науки и, напротив, упор на заимствование технологий. В частности, выражением этого служат и последние шаги, касающиеся так называемого «реформирования» Академии наук и фундаментальной науки. И заимствование, и привлечение иностранного капитала чрезвычайно важны для страны, но не должны исключать усилий по развитию собственного научно-инновационного потенциала, тем более что он еще, как ни странно, сохранился. Извлечем ли мы что-то полезное из его ликвидации? Вряд ли.
Правительство, обращая внимание на нестабильность ситуации на мировом рынке, поддерживает идею сохранения крупных валютных резервов для смягчения внешних рисков. Интересно, что при этом тщательно обходится вопрос об их оптимальном размере. Я убежден, что они избыточны. С августа 2008 года по февраль 2009 года на не слишком удачные меры борьбы с кризисом затрачена колоссальная сумма — 200 миллиардов долларов, но даже она составляла всего 1/3 от наличных резервов. Это аргумент к тому, что наша подушка безопасности на самом деле не подушка, а колоссальная перина. Оставляя ее лежать мертвым капиталом, мы ограничиваем свои возможности осуществления модернизации экономики.
Каким мне видится механизм использования «избыточных» резервов? Определенную часть импорта способно осуществлять государство. Оно и так в определенной степени этим занимается, что касается вопросов обновления оборудования, допустим, в государственных медицинских учреждениях и т.п. Но подчеркиваю, основные механизмы должны быть исключительно рыночными.
Задача государства заключается в том, чтобы благодаря своей инвестиционной политике создать частному сектору благоприятные условия для инвестирования»
Абсолютно уместно сформировать действующий по коммерческим правилам механизм предоставления долгосрочных, на международных условиях, валютных кредитов под программы модернизации, реализация которых связана с импортом современного оборудования и технологий. Для этого подойдет либо одна из уже действующих финансовых госструктур, либо вновь созданная. Заодно получаем благоприятный побочный эффект в виде усиления очень слабого у нас сектора долгосрочного кредитования и снижения процентной ставки.Модернизация институтов и экономический рост — вещи взаимосвязанные. Нельзя мыслить так, что сегодня мы займемся первым, а потом дойдет черед и до второго. Темпы 3-4 процента (по базовому сценарию прогноза социально-экономического развития на 2014-2016 годы), не говоря уже о текущих 1,5 процента в долгосрочном плане, абсолютно не приемлемы. Особенно если не забывать о накопленном еще за 90-е годы старении основных фондов и инфраструктуры. Мы уже вступили в такую стадию, когда только выбытие основных фондов, по оценке Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, будет минусовать примерно 2 процента ВВП. Поэтому, если ставится задача расти и ликвидировать старые долги, связанные с колоссальным недоинвестированием экономики, то темпы роста должны быть значительно выше.
Конечно, еще многое предстоит сделать для усовершенствования институтов рыночной экономики. У нас недостаточная глубина финансового рынка, что не дает эффективно работать механизму превращения сбережений в инвестиции. Процесс постепенного овладения соответствующими механизмами запущен. Это использование производных инструментов и механизмов секьюритизации финансовых потоков. Серьезно стоят задачи обеспечения финансовой устойчивости банковской системы. Мы видели в Соединенных Штатах попытку институционального разделения розничных и инвестиционных банков. К этому надо подойти абсолютно прагматично, неидеологизированно.
Теперь коснемся роли государства. У нас многое декларируется и кое-что реально делается для усовершенствования инвестиционного и инновационного климата. Но об активном инвестировании в российскую науку и высокотехнологичные сферы речи не идет. Более того, нас ждет период очень серьезной ломки сложившегося потенциала, поскольку последние принятые решения, по сути, означают превращение фундаментальной науки в нашей стране в разновидность спортивной дисциплины. Во главу угла выносятся формальные показатели, вроде индексов цитирования с учетом импакт-факторов журналов, индекс Хирша и так далее. При этом отсутствует понимание того, что улучшение соответствующих «душевых» показателей будет достигнуто за счет разгрома научного потенциала страны в целом. Какая уж тут модернизация, если мы намерены, конечно, всерьез ею заниматься.
Не только приватизация, но и все прочие действия власти, включая ее малейшие телодвижения должны быть прозрачны, выверены и досконально понятны обществу»
В мировой моде — сочетание мягкой денежно-кредитной политики с постепенным ужесточением бюджетной политики. Наш федеральный бюджет по международным современным понятиям сбалансирован, но вот использовать его на цели модернизации экономики пока не получается. А последние установки, обнародованные премьером страны, вообще наводят на мысль о том, что скоро у нас бюджет станет исключительно социальным. Не оттого, что мы превратились в социальное государство в европейском смысле слова, а потому, что социальные расходы разного рода просто будут забирать все основные средства. Но в условиях, когда частный сектор не инвестирует, рассчитывать на перелом в развитии экономики невозможно. Поэтому задача ориентации федерального бюджета на модернизационные цели остается крайне актуальной.Финансовая ситуация на уровне страны и финансовая ситуация на уровне регионов — сообщающиеся сосуды. Центр очень часто перекладывает проблемы на субъекты РФ. Благодаря этому формально улучшается картина с федеральными финансами, но ставятся в тяжелое положение территории. Неплохо было бы подумать о введении такой практики: кто принимает те или иные стандарты, тот их и финансирует. Это оптимизировало бы отношения федерального и регионального бюджетов. Сегодня, например, целый ряд стандартов в области образования принимается на федеральном уровне, а финансирование возлагается на субъекты РФ.
В области денежно-кредитной сферы остро стоит вопрос об очень высоких процентных ставках. Хотя в течение 2000-х годов они слегка понижались, за исключением периодов финансового кризиса, тем не менее до сих пор это серьезнейший ограничитель экономического роста. Здесь, к сожалению, нет простых решений. Но очень важно следовать прагматичному, неидеологизированному подходу в решении всего комплекса вопросов денежно-кредитной политики. Именно так поступают сегодня все ведущие страны мира.
Еще один достаточно серьезный вопрос, обычно вызывающий нервозную реакцию — вопрос о введении налога на финансовые операции. Дело в том, что сегодня мы весьма подвержены шокам, связанным со свободным движением спекулятивных капиталов. Это не только российская ситуация. В Европе идут большие дискуссии по этой теме. Речь о разновидности налога Джеймса Тобина (впоследствии лауреата Нобелевской премии). Смысл любой из его форм состоит в том, чтобы, не вредя существенно торговым связям, заметно снизить эффективность — а потому и масштабы — транснациональных спекулятивных перетоков капитала. И нам в России уже пора об этом подумать, невзирая на то, что это противоречит идейным установкам «российского мейнстрима». Все-таки следует исходить из интересов страны.
В заключение остановлюсь на вопросах, выходящих за рамки макроэкономической проблематики. Мы забываем, что государство, помимо всего прочего, является важным экономическим институтом и в этом качестве также подлежит реформированию. Разве не странно, что у нас сложился такой порядок, при котором при смене руководителя министерства тут же обновляется весь его состав вплоть до уборщиц? А ведь это вообще-то вещь, которая серьезно дестабилизирует развитие экономики. На мой взгляд, аппарат должен быть профессиональным и функционировать по своим жестким правилам. Да, в министерстве должен быть министр, еще, наверное, статс-секретарь с политическими функциями, но основную часть составлять специалисты, соответствующие определенным требованиям, на положении которых никак не должен сказываться приход нового руководителя.
И последнее. О приватизации, которую призывают провести максимально быстро. Мотивы объяснения такой спешки не убедительны. Решит она бюджетные проблемы, улучшит рыночную среду в экономике? Вопрос открытый. Академик Полтерович по итогам большого исследования выпустил работу «Опыт приватизации в странах мира», где показал его неоднозначность. Где-то она успешна, где-то катастрофична. Гарантий того, что приватизация приводит к повышению эффективности, нет. Вывод очевиден: приватизация должна иметь экономический смысл. Ссылки на то, что она разрешит конфликт интересов государства как собственника и регулятора, не выдерживают критики.
Эта проблема решается и другим путем. Например, институциональным отделением государства-собственника от государства-регулятора и созданием механизмов функционирования в коммерческом режиме принадлежащих ему активов. А у нас получается смешная вещь. То мы ратуем за то, чтобы в акционерных обществах сидели чуть ли не одни независимые члены совета директоров, то одновременно в противоречии с Гражданским кодексом РФ вводим ограничение на действия тех же АО с госучастием.
Мысль моя проста. Не только приватизация, но и все прочие действия власти, включая ее малейшие телодвижения, от которых зависят будущее национальной экономики и судьбы миллионов людей, должны быть прозрачны, выверены и досконально понятны обществу. От этого зависит очень многое, в том числе и успешность политики государства и само развитие страны.