Российские туристы обойдутся без чартеров «Натали Турс»
Один из старейших российских туроператоров сократил свою полётную программу
Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин
Как скажутся на туристической отрасли трудности, с которыми столкнулась компания «Натали Турс»? «Парламентская газета» выясняла у политиков и экспертов, стоит ли ожидать нового кризиса.
Временные трудности
Туристическая компания «Натали Турс» отменила все чартерные программы в связи с резким падением объёмов продаж выездных туров. По решению компании, в этом сезоне туроператор будет работать только с регулярными рейсами.
«Для того чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений. Соответствующая информация была оперативно доведена до рынка, что позволило избежать серьёзных осложнений в аэропортах вылета, прилёта и на курортах», — сообщил 2 июля на своей страничке в Facebook президент «Натали Турс» Владимир Воробьёв.
Доля чартерных программ составляет около трети от всех предложений компании, большинство же клиентов летает регулярными рейсами. Тем не менее в результате отмены чартеров около 400 человек, уже купивших путёвки, не смогут улететь, начиная с сегодняшнего дня. Всего же до конца июля воспользоваться путёвкой от «Натали Турс» не смогут 1,5 тысячи человек. По словам Воробьёва, глубина продаж отменённых чартерных туров была не очень высокой, а компания в настоящее время собирает документы об оплаченных турах и о брони и в ближайшее время запустит процедуру компенсации.
Снижение рисков
По мнению председателя Клуба защиты прав туристов Дмитрия Давыденко, сложившаяся ситуация никак не отразится на российской туристической отрасли хотя бы потому, что «Натали Турс» уже давно не является её флагманом. «Натали Турс» — старая и известная компания, но в настоящее время её нельзя назвать крупной. У нас сейчас все крупные туроператоры, за исключением одного-двух, имеют свой собственный флот. Поэтому у них таких проблем не возникнет», — сообщил «Парламентской газете» эксперт. Он также добавил, что произошедшего с туроператором давно следовало ожидать — из-за проблем, накопившихся у компании.
«Решение отказа от чартерной программы обусловлено желанием сэкономить деньги, чтобы не уйти совсем в минус. Это вынужденные меры. Они неприятны для рынка, но необходимы. Компания, по всей видимости, вообще откажется от чартерных перевозок и будет летать только на регулярных рейсах. Это сильно сократит их оборот, но зато у них не будет таких рисков, которые есть с использованием чартерных программ», — уверен Давыденко.
Отметим, что похожий кризис уже случался с «Натали Турс» два года назад, но тогда руководство туроператора успешно справилось с возникшими сложностями. Впрочем, по мнению зампреда Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Сергея Кривоносова, проблем ждать не стоит и в этот раз. «Компания самостоятельно урегулировала ситуацию, официально заявив об отмене чартеров и финансовой компенсации потерь для туристов», — сказал «Парламентской газете» законодатель.
Регулярные колебания
Эксперты отмечают, что корректировка цен на чартерных рейсах произошла в сторону повышения во всей туристической отрасли. Это привело к тому, что туристы постепенно начали пересаживаться на регулярные рейсы, а доля чартерных перевозок в организованных турах снизилась.
Между тем стоимость авиабилетов на зарубежные направления во втором квартале 2018 года в среднем выросла на 14 процентов. Такие данные опубликовал туристический сервис OneTwoTrip. По данным интернет-агрегатора, перелёт за границу туда-обратно экономклассом теперь обойдётся в среднем 22,4 тысячи рублей, в то время как в первом квартале 2018 года этот показатель составлял 19,7 тысячи рублей. Одновременно на семь процентов повысилась стоимость билетов и на внутренние направления: сейчас средняя цена перелёта туда-обратно по России составляет 11,2 тысячи рублей.
По словам Дмитрия Давыденко, повышение стоимости авиабилетов не приведёт к каким-то существенным изменениям на туристическом рынке, поскольку оно обусловлено не политикой перевозчиков, а колебаниями курсов на валютных рынках. «Зарубежные и внутренние сегменты имеют свою устоявшуюся аудиторию. Грубо говоря, кто летал на зарубежных регулярных рейсах, тот и будет на них летать», — сказал «Парламентской газете» эксперт.
Билет как стоил 300 долларов, так он и стоит. Просто раньше 300 долларов были 18 тысяч рублей, а сейчас — 20 с небольшим тысяч.
Он добавил, что рост на 14 процентов произошёл за счёт увеличения рублёвой стоимости доллара, а не за счёт увеличения стоимости билетов. «То есть билет как стоил 300 долларов, так он и стоит. Просто раньше 300 долларов были 18 тысяч рублей, а сейчас — 20 с небольшим тысяч», — уточнил Давыденко.
Ситуация стабильна
В целом, по мнению опрошенных «Парламентской газетой» экспертов, никакого кризиса в туристической отрасли нет и не предвидится. Более того, отрасль показывает достаточно неплохой рост как в отношении въездного и выездного туризма, так и в особенности туризма внутреннего.
Это мнение подтверждают результаты исследования, проведённого в июле сервисом онлайн-бронирования Biletix: согласно полученным данным, жители России всё чаще предпочитают путешествовать по внутренним направлениям. Об этом, в частности, свидетельствует рост спроса на авиабилеты по России на 18 процентов в первом полугодии 2018 года. В процентном соотношении доля проданных билетов на авиарейсы по России составила 61 процент против 39 процентов на рейсы за рубеж. При этом стоимость перелёта по стране в целом сохранилась на уровне 2017 года, в то время как на международные рейсы она возросла.
Кроме того, на снижение интереса россиян к заграничному отдыху оказывают влияние события, происходящие в нашей стране. «Сейчас в России проходит чемпионат мира по футболу, из-за которого многие россияне не захотели уезжать из страны, к тому же подорожали чартерные перевозки — эта совокупность факторов привела к снижению спроса на отдых за границей», — считает Сергей Кривоносов.
В свою очередь, член комитета Совета Федерации по социальной политики Игорь Фомин, курирующий в палате вопросы туризма, убеждён, что спада на выездных направлениях, скорее всего не будет, но произойдёт стабилизация выездных турпотоков. «Внутренние турпотоки в 2018 году будут находиться в положительной динамике. Но темпы прироста постепенно снижаются и будут находиться в пределах 5% по отношению к 2017 году», — рассказал «Парламентской газете» сенатор.