Российские такси: китайцы начинают и… выигрывают?
Тем временем в Госдуме ждет второго чтения законопроект о локализации машин для перевозок пассажиров
Законопроект: № 481272-8
Российскому рынку такси для обновления парка необходимо ежегодно не меньше 50 тысяч машин. Пока эту нишу стремительно заполняют китайские производители, конкурировать с которыми отечественному автопрому непросто — и по количеству производимых машин, и по разнообразию модельного ряда, — чтобы закрыть все ниши в сфере перевозки пассажиров. Облегчить конкуренцию для российских концернов призван законопроект о локализации автомобилей для такси, который находится на рассмотрении в Госдуме. «Парламентская газета» узнала подробности готовящихся ко второму чтению поправок.
Китайский автопром шагает по стране
О засилье китайских марок сегодня говорят все: по некоторым прогнозам, их доля в такси скоро может достигнуть 60-70 процентов. На нашем рынке производители из Поднебесной чувствуют себя вполне вольготно, цены на их продукцию растут, но ее все равно покупают — в отсутствие конкуренции и при серьезных скидках. При этом водители жалуются на проблемы с движками у этих машин, рассказал «Парламентской газете» зампред профсоюза «Таксист» Андрей Попков: «В среднем их ресурса хватает на 120-150, максимум на 200 тысяч километров, после чего движки зачастую просто сгорают. Этого очень мало для такси. И это беда не конкретной модели, а китайского автопарка в целом».
«Китайцы» выгодны еще и потому, что закрывают сегодня все ценовые ниши — и эконом, и бизнес-класс, — поэтому, чтобы выиграть в битве за покупателя, российским производителям неизбежно придется расширять модельный ряд, сказал нашему изданию главред журнала «За рулем» Максим Кадаков.
У российского «АвтоВАЗа» такие планы, к слову, есть: осенью 2024 года начнется выпуск модели представительского класса Aura, в гамме которого запланирована специальная версия для такси. Но готов ли отечественный автогигант конкурировать с китайцами.
Автопром справится, перевозчики купят
В прошлом году в России насчитывалось больше 350 тысяч машин такси. С учетом среднего срока службы авто в сфере перевозки пассажиров — три года — ежегодно нужно менять около 50 тысяч автомобилей. Как рассказал нашему изданию президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов, такие объемы более чем реальны: «Производственный план на 2024 год у нас — амбициозный, мы произведем около полумиллиона автомобилей. Из них минимум 25 тысяч уже запланировано под контракты с таксомоторными парками. Мы готовы обеспечить и более высокий спрос, если он появится».
В автоконцерне рассчитывают, что Правительство вернет легковые автомобили в систему льготного лизинга, — это облегчит таксопаркам возможность выкупа запланированного объема машин.
Перевозчики и сами готовы возить пассажиров на отечественных авто. «Мы поддерживаем необходимость оказания помощи в развитии отечественного автомобилестроения, но важно учитывать и эксплуатационные требования, выдвигаемые к автомобилям такси, с точки зрения высоких нагрузок, безопасности, комфорта, — сказала «Парламентской газете» председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. — И, конечно, стоимости. Отечественные автомобили не должны стоить дороже китайских».
Каждой операции — своя «цена»
Облегчить нашим производителям конкуренцию призван законопроект о локализации машин для такси, внесенный в Госдуму в ноябре прошлого года председателем Комитета Совфеда по экономической политике Андреем Кутеповым и главой Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Согласно документу, Правительство установит минимальный обязательный уровень локализации автомобилей, приобретаемых для использования в такси, по аналогии с балльной системой о допуске машин к участию в госзакупках. Власти в регионах смогут повышать долю обязательной локализации в зависимости от развития автомобильной отрасли. В первом чтении законопроект приняли в январе 2024 года.
Минпромторг с 2019 года использует балльную систему расчета уровня локализации автомобилей. Модель должны собирать на российском предприятии, из российских комплектующих: чем больше операций производят в РФ, тем выше уровень локализации. Сварка кузова, покраска, штамповка, отечественный металл, краски, мелкие комплектующие — все имеет свою «цену».
Принятие закона о локализации такси позволит поддержать отечественный автопром, уверен спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Надо помогать российским производителям и сделать все, чтобы автомобилестроение в нашей стране стало успешной, конкурентной отраслью промышленности», — сказал он при рассмотрении законопроекта 18 января.
Принятия закона, по словам Андрея Кутепова, ждут производственники и представители сферы перевозок. Норма позволит обеспечить баланс между потребностью рынка в поддержании и обновлении парка автомобилей такси и развитием отечественной автомобильной промышленности как одного из ключевых секторов экономики.
Чиновники выбрали отечественное
Пока таксистам только предстоит в полной мере оценить все прелести российского автопрома, чиновники уже это делают. После призыва Владимира Путина пересесть на отечественные авто власти многих регионов опробовали изрядно подзабытые российские машины. В адрес руководства «АвтоВАЗа» поступают письма из регионов, где автопарки местных администраций стремительно обновляются за счет продукции концерна. Автомобили LADA показали свое качество и надежность при низкой стоимости владения, написали из автобазы правительства Удмуртии. А в родной для автопроизводителя Самарской области напомнили, что давно сотрудничают с ним и там уже больше сотни служебных машин имеют российский шильдик.
В гараж Госдумы поступили 33 автомобиля Lada Vesta. Постепенно, по мере выбытия иномарок из строя, депутаты будут обеспечиваться машинами «Москвич», Lada, Aurus в Москве, сообщала в январе пресс-служба палаты. Вячеслав Володин в качестве служебного автомобиля использует Aurus, а в нерабочее время ездит на «Москвиче-3».
Нашу Lada Vesta хвалили и другие парламентарии. Депутат Олег Леонов говорил о современной мультимедийной начинке, а его коллега по Госдуме Айрат Фаррахов отмечал надежность машины.
Бюджет заработает
С учетом требования о локализации и действующего утильсбора дополнительные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят около 30 миллиардов рублей, подсчитали разработчики законопроекта. По словам Владимира Гутенева, если в таксопарке есть иномарки, то они смогут работать и после вступления закона в силу. А в тех сегментах пассажирских перевозок, где предложение отечественного автопрома пока недостаточное, требования о локализации применять не будут.
Сейчас продолжается сбор поправок ко второму чтению законопроекта, сообщил депутат. В частности, авторы хотят уйти от понятия «уровень локализации транспортных средств», поскольку оно не применяется в правовых актах и требует дополнительного нормативного закрепления. «Вместо него мы вводим совокупное количество баллов за выполнение технологических операций или условий на территории РФ при производстве каждого транспортного средства», — объяснил Гутенев.
Свои поправки к законопроекту готовит и кабмин. Как только они поступят, ответственный комитет Госдумы их рассмотрит, после чего будет определена дата второго чтения.
Читайте также:
Ещё материалы: Владимир Путин, Вячеслав Володин , Андрей Кутепов , Владимир Гутенёв, Олег Леонов , Айрат Фаррахов