Российские электромобили хотят выпускать на единой компонентной базе
В этом случае отечественные автопроизводители смогут быстро начать серийный выпуск экипажей на альтернативной энергии, для которых уже через год будут готовы основные элементы тяги
Тема: Петербургский международный экономический форум — 2023
Предприятия, выпускающие электротранспорт, должны разработать совместно максимально унифицированное базовое решение легкового авто, которым сможет пользоваться каждый автопроизводитель в стране. А для того, чтобы ускорить процесс электрификации автотранспорта, в 2024 году в нашей стране будет запущено производство аккумуляторных батарей для е-каров, покрывающее запросы отрасли на годы вперед, годом позже начнут серийно выпускать электродвигатели с редукторами. Об этом шла речь на Петербургском международном экономическом форуме 16 июня.
Батареек хватит на всех
Драматическое падение автопрома в марте прошлого года стало досадной, но все же точкой отсчета новых реалий в отрасли, в которой уже наметился хоть и небольшой, но рост. По словам замминистра промышленности и торговли Альберта Каримова, в январе-мае в стране зарегистрировали 414 тысяч новых автомобилей против 390 тысяч штук за аналогичный период прошлого года, вместе с тем доля легковушек, произведенных непосредственно в России, опустилась до 33-36 процентов, ранее было 75 процентов. Задача, прописанная в стратегии развития автопрома, — увеличить к 2025 году долю российских авто на рынке до 60 процентов.
Наращивать мощь нашего автопрома помогут и электромобили, число которых на дорогах в скором времени может значительно увеличиться. Как пояснил первый замгендиректора, руководитель блока по развитию и международному бизнесу Росатома Кирилл Комаров, в Калининградской области будет построена «гигафабрика» по производству аккумуляторных батарей для электротранспорта мощностью в 4 гигаватта. Предприятие, по его словам, будет запущено в середине 2025 года. «Занимаемся локализацией всех элементов батареи, всем, что связано с добычей лития, с производством активных материалов для ячеек, блока управления», — уточнил топ-менеджер.
Помимо накопительных мощностей в планах запустить завод в Нижегородской области по переработке аккумуляторных отходов объемом до 50 тысяч тонн в год.
«Также занялись темой электропривода в логике приводном, где одновременно присутствует электродвигатель, инвертор и редуктор. Планируем в 2024 году локализованное производство отдельных электронных компонентов запустить, а к 2025 году выйти на серийное производство электродвигателей. С пониманием, конечно, что настоящий технологический суверенитет будет только тогда, когда мы будем контролировать всю цепочку», — сказал Комаров, добавив, что в планах выпускать ежегодно по 100 тысяч двигателей.
В этом смысле, по его словам, «важна тематика магнитов», где Росатом уже запустил целый ряд проектов — от добычи первичного сырья до серийного производства.
С другой стороны, для дальнейшего расширения выпуска электротранспорта в стране пока нет объективных оснований. Ведь даже для того, чтобы загрузить мощности завода по производству аккумуляторов в 4 гигаватта, к делу нужно подключить всю автомобильную отрасль страны. Но без увеличения масштабов производства, а значит, снижения издержек на производство отдельных компонентов, не обойтись, признал Комаров.
Здесь может помочь унификация платформ легковых автомобилей, которых на конец 2021 года в стране насчитывалось более пятидесяти. «Сейчас именно в электротранспорте есть уникальная возможность не повторять тех ошибок, которые были сделаны до этого, сделать максимально унифицированное базовое решение, которым сможет пользоваться каждый автопроизводитель в стране, чтобы выпускать по-настоящему российский автомобиль», — подчеркнул замглавы Росатома.
Достичь технологического суверенитета в сфере электротранспорта гораздо легче, считает Комаров, так как количество компонентов здесь в полтора раза меньше, чем на автомобилях с ДВС.
Читайте также:
• Стало известно, когда новая Lada X-Cross 5 поступит в продажу
Нужны хорошие стимулы
Зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов уверен: заниматься электромобилями важно и нужно, но Россия — страна больших расстояний, поэтому электромобиль пока остается уделом Москвы, Санкт-Петербурга, «чуть-чуть Нижнего Новгорода и немножко Екатеринбурга».
Для масштабирования присутствия электротранспорта на наших дорогах, по словам сенатора, «нужны зарядки, вся инфраструктура, нужны отечественные решения». А еще необходимо обеспечить поддержку спроса и сбыта со стороны государства на такие авто.
«Поэтому нужно заинтересовывать покупателя, заказчиков, если мы говорим о коммерческом или общественном транспорте. По электромобилям точно напрашиваются меры, которые мы обсуждали в Совете Федерации. Первая — это включение электромобилей в перечень приоритетной продукции для получения долгосрочных кредитов в рамках кластерной инвестиционной платформы. И вторая — предоставление дополнительного финансирования на проекты, связанные с электродвижением по НИОКР, которые сегодня недофинансированы в принципе», — отметил Долгов.
Что касается общего стимулирования автопроизводства в стране, то в Совфеде, напомнил он, при поддержке Правительства и Минпромторга дорабатывают законопроект, который «вводит дополнительные требования по локализации транспорта при его закупках для такси и каршеринга».
При этом замгендиректора «КАМАЗа» Михаил Матасов считает правильным стимулировать высоколокализованное производство автомобилей в России, повышая размер утилизационного сбора для импортных автомобилей.
Ещё материалы: Константин Долгов