Россияне стали чаще жаловаться в Центробанк на микрофинансовые организации
Число жалоб, поступающих в Банк России на микрофинансовые организации (МФО), увеличилось в январе — сентябре 2021 года на 37,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Это следует из материалов, опубликованных в среду на сайте регулятора.
Одной из причин всплеска жалоб на МФО в Центробанке назвали «деятельность неформальной группы взаимосвязанных организаций», нарушающих права потребителей. В прошлом году из реестра исключили шесть таких микрофинансовых организаций.
Также россияне чаще жаловались на страховые компании (плюс 20,4 процента). «Рост жалоб отмечался по большинству основных страховых тематик и во многом был обусловлен эффектом низкой базы, сложившейся на фоне ограничений из-за COVID-19 в апреле — июне 2020 года», — пояснили в регуляторе.
На динамику обращений также повлияло и снижение доступности ОСАГО в ряде регионов.
Число жалоб на профессиональных участников рынка ценных бумаг возросло в 1,6 раза. Это произошло на фоне продолжающегося притока розничных инвесторов на фондовый рынок.
Количество жалоб, поступивших в отношении акционерных обществ, эмитентов эмиссионных ценных бумаг и обществ с ограниченной ответственностью, выросло в 2,3 раза.
Жалоб на мисселинг стало больше на 14,8 процента. Речь идёт о недобросовестной практике продаж, при которой информация о товаре или услуге преднамеренно искажается. Основной причиной таких жалоб остаются некорректные продажи инвестиционного страхования жизни.
При этом в целом за девять месяцев этого года в регулятор поступило на 12,5 процента меньше жалоб, чем за аналогичный период 2020-го, когда Центробанку поступали обращения по реструктуризации кредитов из-за пандемии.
«В общем количестве жалоб на долю кредитных организаций пришлось 57,6 процента, на долю НФО (некредитные финансовые организации. — Прим. ред.) и участников корпоративных отношений — 34,5 процента», — говорится в отчёте ЦБ.
Жалоб на негосударственные пенсионные фонды также стало меньше (минус 28,9 процента). Такая динамика связана с изменением с 2019 года правил перевода пенсионных накоплений.
Ранее стало известно, что Центробанк будет выявлять и фиксировать недобросовестные практики по продаже финансовых продуктов в ходе проверок финансовых организаций. К примеру, это касается продажи одного финансового продукта под видом другого, введения потребителя или инвестора в заблуждение, а также предоставления клиентам неполной или искажённой информации.