Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Россияне стали чаще жаловаться на проблемы с ОСАГО

ЦБ связывает это в том числе с отсутствием запчастей и затягиванием сроков ремонта по страховым случаям

03.02.2023 14:42

Автор: Валерий Филоненко

Россияне стали чаще жаловаться на проблемы с ОСАГО
  © Тимур Ханов/ПГ

В 2022 году число жалоб россиян в Банк России увеличилось на 18,4 процента: регулятор получил 368 тысяч заявлений от потребителей. При этом на 30 процентов, до 59,3 тысячи, выросло число недовольных страховщиками. Наибольшую долю среди претензий занимают вопросы, связанные с ОСАГО, — 79,3 процента. За год их количество увеличилось на 48,4 процента, до 47 тысяч. При этом весной на треть выросло число жалоб на проблемы с ремонтом по ОСАГО, в частности, из-за отсутствия запчастей, затягивания сроков ремонта. Такие данные содержатся в отчете регулятора о работе с обращениями за январь-декабрь 2022 года, размещенном на официальном сайте. «Парламентская газета» выясняла возможные варианты решения затянувшейся проблемы.

Недовольных ОСАГО стало больше

Неудовлетворенность россиян действующими нормами ОСАГО подтверждают участившиеся в прошлом году запросы об изменении коэффициента бонус-малус, который используется при расчете стоимости полиса. Если в 2021 году претензии по этому поводу выражали 50,9 процента от общего числа жалобщиков на автогражданку, то в прошлом году масштабы недовольства выросли до 61,7 процента.

Кроме того, весной на треть повысилось количество жалоб на проблемы с ремонтом по ОСАГО, в частности, из-за отсутствия запчастей, затягивания сроков ремонта. 

Ранее «Парламентская газета» писала, что сложности с ОСАГО начались в России в прошлом году, после массового ухода иностранных автомобильных компаний. Из-за этого возник дефицит запчастей и, как следствие, в 2022 году доля компенсаций страховщиков в виде ремонта машин упала до пяти процентов.

Возможные решения проблемы озвучили в Госдуме 19 января на совещании с участием депутатов, представителей страхового сообщества, автомобилистов и Общероссийского народного фронта. По словам председателя думского Комитета по финрынку Анатолия Аксакова, высказанные предложения сейчас изучаются, а выводы законодатели будут делать с учетом интересов автовладельцев.

Напомним, что ранее Российский союз автостраховщиков предложил увеличить сроки ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать бэушные запчасти, которые не влияют на безопасность, но Центробанк инициативу не поддержал.

Против этого выступил и член СПЧ, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. «Это создаст не только риски в плане безопасности, но и совершенно новый вектор развития криминогенной обстановки. Вы помните, как в девяностые машины угоняли, чтобы разобрать на запчасти? Не исключаем, что нечто подобное будет происходить и сейчас», — отметил эксперт в беседе с «Парламентской газетой».

Страховые выплаты — не решение

Альтернатива ремонту — денежные выплаты — проблему тоже не решает, так как они рассчитываются по старым ценам на запчасти, в то время как новые из-за сложившегося дефицита, как правило, в разы выше.

К тому же максимальная сумма страховых выплат по ОСАГО автомобилистам, попавшим в аварию, не менялась с 2014 года. В этой связи не исключено, что парламентарии поставят вопрос об увеличении этого параметра.

«Я направил запрос в Центробанк и Российский союз автостраховщиков с просьбой предоставить информацию о том, как выполняются обязательства страховыми компаниями перед автовладельцами, попавшими в ДТП. На основе этой информации мы проведем анализ, после этого предложим ряд решений», — пояснил Анатолий Аксаков «Парламентской газете».

«В том числе, очевидно, нужно ставить вопрос об увеличении суммы возмещения по пострадавшим в ДТП автомобилям», — добавил он.

Анатолий Аксаков © Игорь Самохвалов/ПГ

При этом депутат отметил, что решать проблему следует аккуратно, так как увеличение суммы выплат может привести к повышению тарифов по ОСАГО. «Так что нужно все просчитать, чтобы автовладельцы не пострадали от действий страховщиков», — резюмировал глава думского комитета.

Деньги за ОСАГО можно вернуть

А вот у участников специальной военной операции, в том числе мобилизованных и добровольцев, проблем с ОСАГО будет меньше: 30 января вступили в силу поправки, позволяющие досрочно отказаться от полиса и вернуть часть его стоимости. Для этого следует обратиться в страховую компанию с заявлением и приложить документ, подтверждающий статус гражданина, например, военный билет или иной документ, определенный Минобороны.

«Человек может получить часть страховой премии за неистекший период страхования при досрочном прекращении договора ОСАГО, если причиной такого досрочного расторжения является его мобилизация, участие в специальной военной операции (СВО) или добровольное содействие Вооруженным Силам РФ», — сообщается на сайте Банка России.

При этом обратиться в страховую компанию можно как через личный кабинет на ее сайте или по почте, так и непосредственно в офисе. Также прервать договор страхования может и другой человек по доверенности.

По данным регулятора, сумма возврата рассчитывается на основе доли страховой премии, которая остается после компенсации расходов страховщика (23 процента от общей суммы страховки). «Например, при стоимости полиса 6750 рублей и остающемся неиспользованным при расторжении договора сроке страхования 275 дней возвращаемая сумма составит: 6750 х (100 — 23%) х 275/365 = 3915,92 рубля», — объяснили в ведомстве.