Россиянам хотят объяснить причины отказов банков
Правительство поддержало идею обязать кредитные организации отчитываться, почему они не дали клиентам кредитные каникулы
Фото: mos.ru
Кабмин подготовил положительный отзыв на законопроект, по которому банки должны уведомлять заёмщиков о причине отказа в отсрочке возврата долга. Соответствующие документы есть в распоряжении «Парламентской газеты».
Благодаря новшеству у людей появится возможность отреагировать, если заявку отклонили неправомерно, а у государства — скорректировать регулирование, считает автор инициативы, заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Наталья Костенко. Депутат надеется, что Госдума примет проект в весеннюю сессию.
Подменять понятия не позволят
По закону человек, который взял кредит, обеспеченный ипотекой, а потом оказался в тяжёлой жизненной ситуации, может обратиться в банк, чтобы ему приостановили или уменьшили платежи. Также 3 апреля прошлого года вступил в силу закон, который позволяет клиентам брать полугодовые кредитные каникулы, если их доходы упали из-за пандемии коронавируса. Многие смогли воспользоваться такой поддержкой. Например, по данным Центробанка, с 20 марта прошлого года по 27 января этого года одобрили 15,3 тысячи заявлений на отсрочку платежей на сумму 40,6 миллиарда рублей. Это 90 процентов от всех одобренных заявок. Отказали по 14,5 тысячи требованиям в основном из-за того, что заявителя не признали находящимся в трудной жизненной ситуации или был превышен максимальный размер кредита, говорится в информационном бюллетене регулятора.
Тем не менее отказывали в кредитных каникулах не всегда правомерно, рассказала Наталья Костенко «Парламентской газете». Причём чаще всего банки вообще не сообщали заёмщикам причины такого решения. А если бы люди были в курсе, почему их заявки не одобрили, можно было бы избежать многих неприятностей. Иногда причины формальные, например, неправильно составлены документы. Тогда, чтобы решить проблему, достаточно просто дополнить пакет бумаг, пояснила депутат.
Порой банки специально отклоняли просьбы о каникулах, чтобы вместо отсрочки предложить заёмщикам свои программы реструктуризации, гораздо менее выгодные для клиентов, сообщила Костенко. И хотя Центробанк выпустил рекомендации для банков, чтобы не допускать таких случаев, не все организации прислушались к этим указаниям, отметила парламентарий.
Поэтому 5 ноября Наталья Костенко внесла в Госдуму законопроект, по которому банк, отклоняя заявку клиента на кредитные каникулы, должен прислать ему уведомление с причиной такого решения. Извещение нужно отправить указанным в договоре способом, а если такой не прописан, заказным письмом или лично под расписку. «Правительство прислало положительный отзыв на законопроект без замечаний, поэтому надеемся, что в весеннюю сессию Госдума его примет», — сказала депутат.
Правительство прислало положительный отзыв на законопроект без замечаний, поэтому надеемся, что в весеннюю сессию Госдума его примет".
Если причины отказов станут прозрачными, на них смогут реагировать и сами заёмщики, и Центральный банк, и государство, считает автор инициативы. Главное — не допускать случаев, когда люди, попав в сложную жизненную ситуацию, не могут воспользоваться предусмотренными законом инструментами и господдержкой. «Поэтому, пока мы до конца не вышли из пандемии и экономическая ситуация нестабильна, нужно такое законодательное решение», — отметила Наталья Костенко.Кредиторы тоже выиграют
В законопроекте есть рациональное зерно, оценил документ первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. «Когда президент инициировал такую форму поддержки населения как кредитные каникулы, имелось в виду, что банки проявят высокую социальную ответственность. В этом смысле такое продолжение инициативы имеет разумное содержание. Если складывается ситуация, когда банк не может предоставить каникулы, он должен объяснить, почему», — сказал сенатор «Парламентской газете».
От этого выиграют и люди, и кредитные организации, считает Рябухин. Если банки не объясняют своим клиентам, почему они принимают те или иные решения, доверие к ним уменьшается. А люди активно пользуются их услугами только тогда, когда фактор доверия высокий, подчеркнул парламентарий.
Ещё материалы: Наталья Костенко