Россиян защитят от инфоцыган законом
В рекламе просветительской деятельности хотят обязать сообщать об отсутствии гарантий эффективности такой деятельности
Парламентарии разработали законопроект, который уточнит правила рекламы онлайн-курсов и тренингов. Об этом рассказал «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.
Изменения вносятся в закон «О рекламе», в котором появится пункт «реклама просветительской деятельности». Законопроект обяжет сообщать в рекламе просветительской деятельности об отсутствии гарантий эффективности такой деятельности.
В колонке для «Парламентской газеты» Шейкин пояснил, что сейчас у некоторых потребителей создается впечатление, что они гарантированно получат или увеличат заработок или иной доход от участия в просветительской деятельности.
«Блогеры и организаторы курсов часто обещают своим подписчикам увеличение благосостояния, исполнение желаний и другие нереалистичные результаты. Такая реклама формирует у людей завышенные ожидания, которые могут не оправдаться», — отметил сенатор.
Также в законопроекте прописано, что реклама просветительской деятельности должна сопровождаться предупреждением о том, что просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ. «Эти меры позволят потребителям лучше понимать характер предлагаемых услуг и принимать обоснованные решения о своем участии в просветительских программах», — отметил Артем Шейкин.
При трансляции такой рекламы по радио продолжительность предупреждения должна составлять не менее трех секунд. В телерекламе, кино- и видеообслуживании — не менее пяти секунд, а также не менее семи процентов площади кадра. В рекламе, распространяемой другими способами, — не менее 10 процентов рекламной площади. Эти требования не распространяются на рекламу просветительской деятельности, проводимой органами госвласти или на бюджетные деньги.
Закон вступит в силу со дня опубликования. «Принятие законопроекта будет способствовать повышению качества и доступности просветительских услуг, а также защите прав потребителей и формированию положительного общественного мнения о просветительской деятельности», — подчеркнул сенатор.
С начала 2023 года в России задержали несколько известных блогеров, продающих различные онлайн-курсы и тренинги. Наиболее знаменитыми были блогеры Лерчек и Елена Блиновская, однако претензии к ним связаны с уклонением от уплаты налогов и финансовыми махинациями, а не с качеством предлагаемых услуг. В конце марта СК предъявил обвинение в окончательной редакции Блиновской и ее мужу. Им вменяют уклонение от уплаты почти миллиарда рублей налогов, неправомерный оборот средств платежей и отмывание незаконных доходов.
Но есть блогеры, к которым у следствия другие вопросы. В ноябре прошлого года в Москве задержали 32-летнего Аяза Шабутдинова — «основателя технологической образовательной компании для предпринимателей; инвестора; миллиардера». По данным на конец апреля, в деле Шабутдинова 73 эпизода. Следствие подозревает его в мошенничестве при продаже образовательных курсов. «Предварительно установлено, что мужчина вместе с сообщниками, действуя от имени нескольких юридических лиц, обещал научить любого желающего эффективной предпринимательской деятельности с получением сверхдоходов. Используя агрессивный маркетинг, блогер предлагал купить образовательные программы, тренинги и вебинары, которые якобы способны помочь начать успешный бизнес», — сообщили в МВД.
Читайте также:
• Суд отправил под домашний арест блогера Дмитрия Портнягина
Ещё материалы: Артем Шейкин