Все о пенсиях в России

два дня назадДепутат Чаплин рассказал, кому повысят пенсии с 1 мая

два дня назадВ Минтруде предложили сохранить ожидаемый период выплаты накопительной пенсии

два дня назадДепутат Хамитов предложил создать механизм выплаты пенсий студентам военных вузов

Россиян оградят от поддельных БАД

Правительство начало эксперимент по маркировке пищевых добавок

06.05.2021 00:00

Автор: Анастасия Яланская

Россиян оградят от поддельных БАД
Фото: lori.ru

Россиянам скоро станет проще найти среди множества биологически активных добавок по-настоящему качественные и безвредные — добросовестные производители БАД примут участие в эксперименте по их маркировке. Он пройдёт с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года — постановление об этом 4 мая подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

Пока без принуждения

О необходимости наносить средства идентификации на упаковки биологически активных добавок министр промышленности и торговли Денис Мантуров говорил ещё в 2020 году. Он отмечал, что производители БАД часто указывают недостоверную информацию, а в рекламе используют не подтверждённые, а то и заведомо ложные данные о продукции. В феврале этого года министерство уже предлагало вариант документа, предполагающего проведение эксперимента по маркировке, но сроки в нём были другие — с 1 апреля 2021 по 1 марта 2022 года. Теперь, согласно постановлению, подписанному премьер-министром, пройдёт он с 1 мая 2021 года по 31 августа 2022 года.

Метить БАД пока никого не заставляют — участие в эксперименте добровольное. При этом в документе подчеркнули, что по итогам власти решат, делать ли маркировку обязательной, внеся изменения в законодательство. Промежуточные доклады о результатах эксперимента ведомства подготовят к 30 ноября 2021 года, 1 февраля 2022 года и 1 августа 2022 года. А до 15 июля этого года Минпромторг и Роспотребнадзор утвердят методические рекомендации для тех, кто намерен вывести свою продукцию в легальное поле.

Член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, который давно следит за темой БАД и разрабатывал законопроект об их обязательной маркировке, в комментарии «Парламентской газете» предположил, что схема будет примерно такой: для начала производители должны записаться на контроль качества своих добавок в Роспотребнадзоре, где им выдадут сертификат соответствия. Метить упаковки будут они сами и таможенные склады, которых на это уполномочат, а криптокоды (ту самую маркировку) им вышлет Центр развития перспективных технологий, и он же внесёт БАД в информационную систему.

Кстати, в феврале Денис Мантуров обещал, что на весь период эксперимента производителям дадут специальное оборудование, позволяющее наносить метки на добавки.

«Волшебная» баночка

Плюсов от маркировки БАД, по словам Александра Петрова, множество: за те пищевые добавки, которые продают сейчас в аптеках, можно не беспокоиться — все они прошли через контроль Роспотребнадзора. Но за теми, что идут к покупателю через интернет-магазины, проследить было пока невозможно.

«Через Интернет реализуют огромное количество фальсификата и контрафакта, а также запрещённых БАД, которые имеют химические составляющие, — сказал депутат. — Безусловно, маркировка, которая уже проверена и действует на лекарствах, позволит исключить из жизни россиян некачественные БАД, особенно те, что поступают из-за рубежа».

Согласен с этим и зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Николай Говорин: «На рынок часто выбрасывают такие БАД, такие вещества и средства, которые могут повредить здоровью людей, приводить ко всякого рода последствиям. Этот рынок нуждается в очень серьёзном регулировании, в маркировке в том числе».

фото: pexels.com

Были случаи, когда липовые пищевые добавки использовали и в откровенно криминальных схемах. «Не секрет, что с помощью таких «волшебных» баночек совершали преступления, когда бабушек просто обманывали разные курьеры, продавали за огромные деньги БАД, который их якобы вылечит, а на самом деле там были «пустышки», — рассказал Александр Петров.

Теперь же криптокод, который любой покупатель сможет считать через приложение «Честный знак», покажет, кто выпустил БАД, зарегистрирован ли он в России, продавали ли его ранее, просрочен он или нет. И хотя участие в эксперименте добровольное, к нему наверняка подключатся производители, которым важна репутация, уверен депутат.

«Сейчас мы увидим, кто точно добросовестный производитель, потому что они в числе первых пойдут ставить метку. А затем, думаю, маркировать будут и всех остальных, — предположил Петров. — В любом случае процесс включения БАД в информационную систему должен быть постепенным, иначе ни одна компьютерная техника не выдержит миллиард электронных операций за раз».

Среди других преимуществ маркировки депутат назвал изменения на рынке рекламы: «Сейчас про БАД пишут, что они, мол, вообще всё лечат, вплоть до онкологии, но это обман потребителей, — подчеркнул парламентарий. — Благодаря маркировке ситуация изменится, рекламу можно будет делать только по инструкции».