Регионы просят денег на лифты
В Совете Федерации хотят возродить программу софинансирования ремонта и замены лифтового оборудования
85 тысяч — именно столько лифтов планируют заменить и отремонтировать в российских домах к 2025 году. Однако осуществить этот план легко и просто не получится: старые лифты стремительно ветшают, а регионы не справляются с финансовой нагрузкой по капитальному ремонту. Обсуждению решения возникших проблем был посвящен круглый стол в Совете Федерации, прошедший 30 июня.
11,5 миллиарда на всю страну
Председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко напомнил о том, что перед властями стоит амбициозная задача: до 2025 года заменить и отремонтировать в многоквартирных домах 85 тысяч лифтов. Это больше 25 тысяч в год. Притом что раньше такие темпы держать не удавалось. Так, в рекордный по ремонту год — 2020-й — отремонтировали и заменили лишь 16 тысяч подъемников.
«Такая ситуация связана с проблемами финансирования, ростом стоимости производства лифтов и их монтажа», — пояснил сенатор.
Ключевой вопрос — «Где взять деньги?». В 2021 году, напомнил Шевченко, регионам часть средств предоставлял Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако сейчас такой практики нет, а силами самих регионов, даже при наличии целевого бюджетного финансирования (которое тоже, прямо скажем, не ахти: в 2023 году оно составит 11,5 миллиарда рублей на всю страну), проблему не решить. Минстрой же предложение Совфеда включить расходы на замену и ремонт лифтов в бюджет упорно не поддерживает.
Копят, но не тратят
Радует при этом то, что, по словам заместителя министра строительства и ЖКХ Алексея Ересько, в этом году удалось стабилизировать цены — годом ранее они подскочили почти на миллион практически по всем позициям, а сейчас благодаря налаживанию альтернативных логистических цепочек и удачному импортозамещению снова снизились. Но и это ключевых вопросов не снимает. Так, например, цены, даже откатившиеся на уровень 2021 года, все равно распределяются по стране неравномерно: если в Чеченской Республике, например, замена одного лифта обходится в среднем в миллион рублей, то в Москве — в четыре миллиона и более.
Добавляют проблем и спецсчета — это такой механизм, при котором собственники квартир сами копят деньги на капремонт и сами решают, на какие работы и когда их направить.
«За прошлый год у нас в домах со спецсчетами было отремонтировано всего 975 лифтов, — отметил Алексей Ересько. — А до 2025 года из 85 тысяч лифтов, по которым запланированы ремонт и замена, в домах со спецсчетами находятся 40 тысяч. То есть деньги на счетах копятся, но никуда не уходят, а оборудование продолжает ветшать».
По словам Ересько, сейчас Минстрой готовит ряд предложений, связанных со спецсчетами. Что это за предложения, замминистра отвечать отказался, однако отдельно уточнил, что о полной отмене этого механизма речи не идет.
В ближайшее время участники обсуждения планируют сформировать конкретные предложения по дополнительному финансированию ремонта и замены лифтов и по спецсчетам. После этого их представят общественности.
Ещё материалы: Андрей Шевченко