Регионы должны получить на 100 миллиардов больше
В Совете Федерации добились, чтобы в бюджете 2021-2023 годов было предусмотрено увеличение финансировния территорий
Выплаты семьям с детьми с низкими доходами необходимо повысить уже в следующем году, а дополнительную нагрузку на бизнес, напротив, снизить. В частности, не навязывать производителям избыточную маркировку товаров. При этом уместно будет поднять налоги для компаний, которые в больших объёмах выводят заработанные в России деньги в офшоры. Такие предложения председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказала 5 октября в ходе парламентских слушаний, посвящённых проекту бюджета на следующую трёхлетку.
Семьи с детьми нужно поддержать
Беспрецедентное с военного времени сокращение экономической активности в стране, падение финансовых рынков и снижение доходов населения по суммарному своему воздействию могли бы оказаться куда хуже, если бы не своевременные антикризисные меры, на которые кабмин устремил более четырёх процентов ВВП. Итог оперативно предпринятых шагов очевиден: если в этом году прогнозируется падение экономики на 3,9 процента, то уже в следующем году рост ВВП составит 3,3 процента, прибавляя примерно по столько же в последующие годы.
И хотя в планах Правительства 2021 год относится к периоду преодоления последствий пандемии и увеличения числа стимулирующих мер восстановления экономики, уже сейчас необходимо задуматься о социальной составляющей. Валентина Матвиенко предложила предусмотреть в бюджете на следующий год повышение выплат семьям с детьми с низкими доходами. Она отметила, что Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи с сенаторами поручил взять на контроль ряд чувствительных социальных вопросов и предусмотреть их бюджетное финансирование. Напомним, в настоящее время размер выплат для семей с низким доходом составляет в среднем по стране 5,5 тысячи рублей.
Кроме того, спикер палаты регионов считает важным уберечь бизнес от дополнительной нагрузки, в частности от избыточной маркировки товаров. По её мнению, пример с маркировкой шуб и золотых изделий — это хороший опыт и хорошая практика, но нет необходимости доводить всё до крайности и маркировать всё и вся.«Зачем бутылку молока или кефира маркировать? Это большая нагрузка на бизнес», — отметила глава палаты.
А вот с крупными компаниями, которые выводят в офшоры огромные средства, заработанные в России, церемониться не стоит. По примеру европейских стран для них следует увеличить налоговую нагрузку. И, напротив, снизить её для тех, кто инвестирует в создание новых рабочих мест, уточнила председатель Совета Федерации.
Попутно необходимо навести порядок в области управления госимуществом. Валентина Матвиенко пояснила, что более 500 компаний за последние три года вообще не перечисляли дивиденды в бюджет. А потому следует разобраться и понять, насколько эти организации эффективно использовали бюджетные средства.
Разобраться стоит и с последствиями отмены налога на движимое имущества, против чего в своё время возражала палата регионов. С тех пор минуло полтора года, и спикер попросила Минфин предоставить полную информацию о том, сколько налогов недополучили регионы за это время и сколько выпадающих доходов кабмин им компенсировал.
Регионы должны это почувствовать
Тема регионов по понятным причинам была ключевой при обсуждении проекта бюджета, и министру финансов Антону Силуанову пришлось проявить все свои незаурядные профессиональные качества, чтобы ответить на все нестандартные вопросы сенаторов, губернаторов и экспертов. А их было немало, этих вопросов, касающихся миллиардов рублей дополнительных бюджетных вливаний. Ни по одному из них министр финансов ни разу не сказал «нет».
И это при том, что бюджет дефицитный, а доходы в следующие три года будут расти не так быстро, как ранее. За первые семь месяцев поступления в бюджеты регионов сократились на восемь процентов, налог на прибыль «просел» на 18 процентов.
Но в одиночку поддерживать повышенный уровень бюджетных расходов субъектам не придётся. Силуанов пообещал «подставить плечо». Дополнительные средства кабмин планирует получить, повысив отдачу от сырьевых отраслей. В общей сложности в бюджет должно прийти несколько сотен миллиардов рублей. В то же время нагрузку на малый и средний бизнес и сферу высоких технологий предлагается снизить.
Антон Силуанов напомнил, что устойчивость бюджетов за последнее время усилилась благодаря антикризисным мерам, в рамках которых были предоставлены 300 миллиардов рублей. 200 миллиардов из них уже распределены, оставшиеся 100 — разойдутся по регионам по итогам девяти месяцев.
Как пояснил глава Минфина, для смягчения ситуации в регионах кабмином предусмотрен целый ряд налоговых новаций, которые действовать будут не везде одинаково: в одних субъектах влияние их на бюджет будет положительным, другие регионы несколько потеряют в доходах. Речь идёт о сокращении налоговых поступлений от добычи нефти и ряда полезных ископаемых.
«Мы договорились, что будем мониторить ситуацию в регионах и предусмотрим определённые ресурсы для их поддержки, — отметил министр финансов. — В проекте уже предусмотрено 90 миллиардов рублей для дотаций на сбалансированность региональных бюджетов, а с учётом поручения президиума Госсовета и мнения сенаторов мы договорились, что дополнительно ко второму чтению бюджета в Госдуме учтём ещё 100 миллиардов рублей».
Также Силуанов коснулся темы возможной корректировки показателей программы поддержки сельских территорий. «Но думаю, что сначала нужно определиться по объёму ресурсов, которые идут на развитие села, и только после этого говорить о корректировках», — уточнил министр. Он добавил, что сегодня многие сенаторы говорят о необходимости помочь регионам и эти задачи Минфин будет решать в рамках второго чтения проекта бюджета и в ходе его исполнения в следующем году.
Бюджет в цифрах
Согласно проекту бюджета, доходы бюджета в 2021 году составят 18,77 триллиона рублей, в 2022-м — 20,64, в 2023-м — 22,26 триллиона рублей. Расходы в 2021 году запланированы на уровне 21,52 триллиона рублей, в 2022-м — 21,88, в 2023-м — 23,67 триллиона рублей.
В следующем году дефицит оценивается в объёме 2,75 триллиона рублей, в 2022-м — 1,25, в 2023-м — 1,41 триллиона рублей.
На реализацию нацпроектов в 2021 году предусмотрено 2,25 триллиона рублей, в 2022-м — 2,62, в 2023-м — 2,79 триллиона рублей.
В соответствии с базовым прогнозом социально-экономического развития страны ВВП в 2021 году вырастет на 3,3 процента - до 115,53 триллиона рублей, в 2022-м — на 3,4 процента - до 124,22 триллиона рублей и в 2023-м — на три процента - до 132,82 триллиона рублей. При этом инфляция в течение трёх лет не превысит четырёх процентов.