Регионам виднее, на что тратить деньги
В Совете Федерации считают, что у российских областей, краёв и республик должны появиться мотивации для наращивания собственных доходов
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 1 декабря 2021 года
Субъектам РФ нужно давать больше маневра в бюджетных расходах в решении самых насущных проблем, которые территориально индивидуальны: где-то требуется безотлагательно возвести школу, где-то — построить больницу, а кому-то следует дополнительно профинансировать внутрирегиональные авиационные перевозки. Кроме того, при всей сбалансированности принятого Госдумой в третьем чтении бюджета в документе отсутствует мотивация к наращиванию регионами своей доходной базы. Это нужно исправить при работе над следующим проектом главного финансового документа. Об этом 30 ноября в ходе расширенного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам сообщил председатель комитета Анатолий Артамонов.
Куда пойдут бюджетные
Федеральный бюджет следующей трёхлетки хорошо сбалансирован благодаря плодотворной совместной работе профильных комитетов Совета Федерации, Госдумы, а также Минфина и других ведомств. Все стороны принимали активное участие в доработке главного финансового документа страны, и в итоге ко второму чтению было принято 589 поправок, а общий объём перераспределённых средств составил около 2,3 триллиона рублей.
При этом на семьи с детьми предлагается потратить 2,1 триллиона рублей, 80 миллиардов рублей направят на поддержку малоимущих по программе соцконтракта, обратила внимание в ходе расширенного заседания Комитета замминистра финансов Ирина Окладникова. В то же время запланированная величина средств, выделяемых на маткапитал, в бюджете составит 1,6 триллиона рублей.
«Более 260 миллиардов рублей предоставят в рамках программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми, а на первичное звено для каждого потратят 270 миллиардов. Более полутора триллиона рублей пойдет на лекарственное обеспечение и высокотехнологичную медпомощь. Кроме того, предусмотрен резерв 200 миллиардов рублей на финансирование возможных мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией», — уточнила замминистра.
В целом по бюджетной системе расходы на здравоохранение составят 5,214 триллиона рублей (3,9% ВВП), добавила она.
По словам замминистра, при внесении поправок главный акцент был сделан на решении задач, поставленных президентом, и реализации предложений парламентариев. Основные приоритеты — это социальная политика, здравоохранение, образование и межбюджетные отношения, пояснила Окладникова. Главной задачей бюджетной политики она назвала содействие достижению национальных целей.
Все задачи в рамках национальных проектов и Послания президента будут профинансированы в полном объёме, подчеркнула замглавы Минфина. При этом расходы предусмотрены в бюджете со значительным ростом на протяжении трёх лет.
Больше свободы в бюджетных тратах
То обстоятельство, что все госпрограммы финансируются в полном объёме, не может не радовать, но, с другой стороны, растёт и доля заранее распределённых назначений из федерального бюджета в сторону регионов. К примеру, объёмы субсидий увеличились с 35 до 51 процента, напомнил Анатолий Артамонов. Этим, по словам сенатора, и само министерство финансов не сильно удовлетворено.
«Это, конечно, не очень здорово. Мы все-таки должны регионам давать какой-то маневр в решении самых насущных и злободневных проблемных вопросов — таких, которые именно в этом регионе имеются. Где-то это внутрирегиональные авиационные перевозки, где-то — строительство ФАПов, где-то — ремонт школ, где-то — детские садики, в зависимости от рождаемости. Страна у нас разная, и отсюда мы не имеем возможности управлять этим процессом качественно», — отметил Артамонов.
В заключении комитета сенаторы подчеркнули, что в принятом бюджете, «как и в предыдущих вариантах», отсутствует мотивация к наращиванию регионами своей доходной базы.
«Это нам домашнее задание на следующий трёхлетний цикл. И я надеюсь, что в конечном итоге мы с Правительством и Минфином найдём какой-то консенсус относительно этого проблемного вопроса», — подчеркнул Анатолий Артамонов.
Читайте также:
• Жуликоватым участникам госзакупок напомнили про цугундер • Зачем России бразильская свинина?
Итоговым решением заседания бюджетного комитета стала рекомендация Совету Федерации одобрить на пленарном заседании 1 декабря закон о федеральном бюджете на 2022—2024 годы.
Напомним, документ предполагает ежегодный рост экономики на 3 процента. Объём ВВП, по прогнозам, составит 133,3 триллиона рублей в 2022 году, 141,9 триллиона — в 2023 году и 151,5 триллиона — в 2024 году.
Согласно закону, доходы бюджета в 2022 году составят 25,02 триллиона рублей, в 2023 году — 25,54 триллиона, в 2024 году — 25,83 триллиона. Расходы на 2022 год запланированы в размере 23,69 триллиона, на 2023 год — 25,24 триллиона и на 2024 год — 26,35 триллиона рублей. Первые два года бюджет будет профицитным, но в 2024 году ожидают дефицит в 0,52 триллиона рублей.