Регионам не хватает креатива
Эксперты рассказали, что мешает развитию творческих индустрий в российских городах
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
28.04.2025 00:00
Автор: Евгений Круглов

Закон о развитии креативных индустрий вступил в силу еще 5 февраля, но предприниматели никакой поддержки не ощутили. Документ дал полномочия регионам определять, кому и как помогать, однако, как заметили в Федерации креативных индустрий, местные власти либо копируют текст федерального закона, либо ждут, кто первый создаст подзаконные акты. В итоге предприниматели, ради которых этот закон и создавался, никакой поддержки могут не получить, предупредил генеральный директор федерации Игорь М. Намаконов. Вместе с ним и экспертами в проблеме разбиралась «Парламентская газета».
Все внимание к деталям
В Федерации креативных индустрий считают, что регионы должны принять не формальный документ, а продуманный, в котором должно быть все. Это позволит вовлечь в развитие креативных индустрий законодателей и дать большие гарантии креативному бизнесу, уверен Намаконов.

В федерации рекомендовали регионам обратить внимание субъектов на ряд моментов в своих законах о креативных индустриях:
- Точно определить предмет и объекты правового регулирования. Люди должны понимать эти права и обязанности, кем бы они ни были — представителем органа власти или креативного сообщества. Счетная палата и прокуратура должны однозначно считывать, кому и в обмен на что можно давать поддержку.
- Выработать критерии признания субъектом креативных индустрий. В законе уже зафиксировано определение креативного продукта, то есть того, что должен производить субъект креативной индустрии, это — результат интеллектуальной деятельности. Поэтому самое простое решение — сделать основой критерия предъявленную компанией интеллектуальную собственность, без которой креативного продукта не существует. Более сложный подход — денежные параметры, например объем инвестиций на создание творческих результатов или выручка от их использования.
- Описать критерии выбора приоритетных индустрий, но не закреплять их законом. Точки роста креативных индустрий лежат на стыке направлений. Какие завтра могут выстрелить, неизвестно: может цифровой гастро-арт, а может фарм-искусство или техномода.
Поддержка от субъекта
Принятие закона, повторяющего федеральный, говорит о желании региона этой темой заниматься, сказала «Парламентской газете» член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Ольга Щетинина.
«А нормативное регулирование сформируется в процессе работы. Сейчас главное, чтобы в каждом регионе появились программы развития отрасли креативных индустрий», — подчеркнула сенатор.
С проблемой, которую назвали в федерации, парламентарий частично согласна:
«В Нижегородской области, которую я представляю, мы сейчас работаем над законом о креативных индустриях, и для нас важно, чтобы он не просто повторял нормы, хотя, безусловно, где-то дублирование будет. Тем не менее мы планируем определить меры поддержки уже во исполнение федерального закона. Если в нем написаны общие вещи, что могут быть гранты, образовательные проекты, информационная и имущественная поддержка, то на региональном уровне мы с учетом наших возможностей предусматриваем те меры поддержки, на которые могут рассчитывать предприятия, которые войдут в реестр креативных индустрий в Нижегородской области».
Драйверы развития
Ранее заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, соавтор закона о креативных индустриях Станислав Наумов сказал «Парламентской газете», что это направление важно не только для отдельных людей, но и для всего государства, поскольку Россия — одна из самых творческих стран в мировой культуре.

«Нужно создавать такие условия, чтобы люди, которые здесь рождаются и творчески одарены, здесь хотели себя реализовать», — подчеркнул он.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Карелова ранее отмечала, что креативные индустрии позволяют регионам усиливать производственный потенциал, туризм, малое и среднее предпринимательство, повышать уровень занятости, особенно среди молодежи, женщин и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
23 апреля в Совете Федерации прошел круглый стол «Интеллектуальная собственность в материальном выражении: мода, промышленный дизайн, архитектура», где обсудили защиту прав создателей. Поводом для дискуссии стало обращение генерального директора Федерации креативных индустрий Намаконова.
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сказала, что эта тема находится на стыке творчества, права и экономики. По мнению сенатора, важно обеспечить баланс интересов правообладателя, пользователя, государства и общества.
Ещё материалы: Ольга Щетинина , Галина Карелова, Станислав Наумов , Лилия Гумерова