Реформа ОСАГО потребовала балансировки
Либерализация обязательного автострахования может вызвать существенное удорожание полисов, а это законодателей не устраивает
Увеличение страховых выплат за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов, по оценкам ЦБ, приведёт к моментальному росту стоимости полисов ОСАГО на 25 процентов. В Совете Федерации призвали пока отложить внедрение этой новации.
Не снижение, а рост
На рассмотрении Госдумы находится правительственный законопроект об индивидуализации ОСАГО. Согласно документу, с 1 января 2020 года может быть отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля. Взамен страховщики получат возможность увеличить тарифный коридор сначала на 40, а потом ещё на 30 процентов, а также устанавливать собственные коэффициенты для своих клиентов, ориентируясь на историю их нарушений и характеристики вождения. Для этого владельцам машин предложат установить внутри специальное телематическое устройство, фиксирующее манеру езды водителя.
Также законопроект предполагает повышение предельного размера возмещения за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего до двух миллионов рублей. Как ни странно, наибольшей критике подвергся именно этот пункт. Возможность адекватной компенсации пострадавшему в ДТП лицу вступила в противоречие с потенциальным значительным подорожанием полиса. В частности, по оценкам Центробанка, стоимость ОСАГО может вырасти на 20-25 процентов. Как заявил 8 ноября в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации замглавы Минфина Алексей Моисеев, в ведомстве понимают, что моментальное повышение этой планки, конечно же, приведёт к моментальному росту тарифа.
«Конечно же, хотелось бы этого избежать. Поэтому мы пошли на то, чтобы ввести эту норму с отлагательным условием», — отметил Моисеев.
Вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлёв призвал пока не спешить с принятием решения по увеличению лимита выплат за вред здоровью.
«Мы договорились, что два миллиона будем обсуждать отдельной темой, в рамках отдельного законопроекта, — заявил Николай Журавлёв. — Минфин и Центробанк разделяют эту позицию».
Вместе с тем сенатор подчеркнул, что следует поддержать дальнейшую индивидуализацию тарифа.
«Нужно предоставить страховым компаниям больше свободы в части установления страховых премий исходя из разных факторов, — пояснил он. — Чем больше факторов будет, тем лучше. Таким образом мы сможем установить аккуратным водителям более низкий тариф, более справедливый».
Для этого, полагает вице-спикер, необходимо дать широкий и открытый перечень критериев, по которым страховые компании будут устанавливать эти тарифы.
«Также мы должны поддержать отмену коэффициентов мощности и территории, как не актуальных. При этом ещё раз нужно рассмотреть более тщательно вопрос с добровольной, подчёркиваю, телематикой», — добавил он.
Слишком много изменений
Ранее Госдума перенесла на неопределённый срок рассмотрение правительственного проекта об индивидуализации ОСАГО. Причиной этому, как сообщил журналистам первый вице-спикер палаты Александр Жуков 14 октября, стала серьёзная полемика, которая развернулась вокруг инициативы.
По словам члена Комитета Госдумы по финансовому рынку Алексея Изотова, законопроект о либерализации ОСАГО одновременно меняет слишком много параметров — увеличивается сумма возмещения вреда здоровья и жизни, отменяются территориальный коэффициент и коэффициент мощности, расширяется базовый коридор.
«Наши опасения связаны с возможным увеличением стоимости полиса ОСАГО на 82% для жителей малых городов из-за отмены территориального коэффициента и расширения базового коридора», — пояснил депутат.
Кроме того, отметил Изотов, есть вопросы и к предлагаемой проектом установке телематических устройств, которые будут фиксировать манеру вождения. В законопроекте, указал парламентарий, не прописано, как будут регулироваться скидки или надбавки при использовании таких устройств, за чей счёт будут устанавливаться датчики и на какой срок.
Вызывает сомнение у парламентариев и предложение значительно, в общей сложности на 70 процентов, расширить тарифный коридор. Заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству Владимир Афонский напомнил, что предыдущее расширение базового коридора на 20 процентов в ту и другую сторону в начале года показало неоднозначные результаты — для многих водителей стоимость полиса возросла от 2 до 13 процентов. Причём как для начинающих автомобилистов, так и для опытных. Это показал опрос, который проводился в регионах в рамках партпроекта «Безопасные дороги».
Отчасти это подтверждают и данные ЦБ. По словам зампреда Банка России Владимира Чистюхина, в 65 регионах средняя цена полиса для легковых автомобилей снизилась на 3,8 процента, но в 22 регионах водители ощутили подорожание ОСАГО.