Пушков рассказал, зачем понадобилось «приземление» IT-гигантов
Законопроект, обязывающий крупные интернет-компании зарегистрироваться в России, если они хотят продолжить работать в стране, направлен на то, чтобы побудить их реагировать на требования Роскомнадзора убрать с сайтов опасный контент и привести деятельность в соответствие с российским законодательством. Об этом «Парламентской газете» заявил соавтор законопроекта, глава Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи на заседании 28 мая рекомендовал палате принять законопроект в первом чтении. Согласно инициативе, зарубежные интернет-компании, суточная аудитория которых больше 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать представительства в России, чтобы работать на территории страны. Такие офисы или юридические лица будут представлять интересы компаний, и российские регуляторы станут взаимодействовать с ними по возникающим вопросам.
Сейчас у большинства таких компаний нет представительств в России, и приходится обращаться в их офисы в США или Европе, пояснил Алексей Пушков. «Они могут отреагировать на письма, а могут и проигнорировать их», — сказал он.
Если же в России появятся представительства таких организаций, будет ясно, к кому обращаться, когда они нарушают российское законодательство, например, не удаляют контент, содержащий призывы к экстремистским действиям, детским суицидам, наркотикам. «Это позволит более оперативно предъявлять претензии, налагать штрафные санкции, на которые интернет-гигантам придётся реагировать. А у них будет возможность попытаться опровергнуть предписание Роскомнадзора в суде», — пояснил сенатор.
Если компания откажется регистрироваться, на территории России смогут запретить рекламу платформы, ограничить или запретить переводы и приём платежей в её адрес, скрыть ресурс из поисковой выдачи, ограничить или запретить доступ к ней. При этом никто не заинтересован в блокировке таких платформ, так как они востребованы значительной частью российских пользователей. Поэтому что такая санкция — это крайняя мера, и можно надеяться, что будет достаточно более мягких решений, отметил Алексей Пушков.
За последние несколько дней за отказ удалить запрещённый контент российские суды оштрафовали Twitter на 9,5 миллиона рублей, Google — на шесть миллионов, Facebook - на 26 миллионов.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.