Псевдоорганическую продукцию вытеснят с рынка
Производителям ненастоящей «зеленой еды» придется сменить названия своих товаров
Сейчас в России зарегистрировано более 400 товарных знаков, содержащих слово «зеленый», но далеко не все из них подпадают под критерии органической продукции. А уже с 1 сентября 2025 года такие обозначения можно будет использовать только для сертифицированных товаров, нарушителям грозят штрафы. Парламентарии предложили дать производителям переходный период — до 1 сентября 2035 года, чтобы они либо перешли на производство органической продукции с соблюдением требований к ней либо перерегистрировали товарный знак или наименование. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 29 ноября. Как его принятие изменит качество зеленой продукции и о ее перспективах «Парламентской газете» рассказала соавтор инициативы, зампред Комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.
Не только «органическая», но и «зеленая»
В 2020 году в России вступил в силу закон № 280-ФЗ «Об органической продукции». Согласно ему, производители товаров, в наименовании которых есть слово «органический», должны пройти сертификацию и войти с единый реестр Минсельхоза.
Если продукция не соответствует требованиям, то соответствующее название использовать нельзя, за такие нарушения предусмотрены штрафы.
С 1 сентября 2025 года органический сертификат станет обязательным и для товаров, в названиях которых есть обозначения «эко», «био» и их производные, а также слово «зеленый». Ранее были приняты соответствующие законодательные изменения.
При этом сегодня, по данным Роспатента, зарегистрировано более 400 товарных знаков, содержащих слово «зеленый», но далеко не все они подпадают под критерии органической продукции, сказала «Парламентской газете» Юлия Оглоблина. Ее производители уже с сентября 2025 года не смогут продолжать продавать ее на рынке до регистрации новых товарных знаков либо рискуют попасть под штрафы. Поэтому группа депутатов и сенатор Сергей Митин внесли в Госдуму законопроект, направленный на урегулирование правовых отношений при маркировке органической продукции, а также сельхозтоваров с улучшенными характеристиками.
«Мы даем производителям продукции, имеющим в обозначении товарного знака или фирменного наименования слова «эко», «био», «зеленый», переходный период до 1 сентября 2035 года. За это время производители должны либо перейти на производство органической продукции по установленным требованиям, либо перерегистрировать свой товарный знак или наименование, чтобы в них не было слов органической маркировки», — сказала депутат. Десятилетнего срока, по ее словам, для этого достаточно.
В Роскачестве инициативу поддержали. «Это отвечает запросам рынка и дает возможности добросовестным производителям работать в нормативно-правовом поле», — сказал «Парламентской газете» директор департамента развития органической и «зеленой» продукции Роскачества Владимир Увайдов.
«Уже сертифицированы 230 производителей органической продукции из 52 регионов и 17 зарубежных государств. На российском рынке увеличивается не только доля сертифицированных производителей традиционных продуктов, но и появляются новые: органические бананы, авокадо, сидр, жердель, какао-бобы и многое другое», — сказал Увайдов.
Без пестицидов и ГМО
Экологически чистая продукция в нашей стране становится все более популярной, считает Оглоблина. Согласно Стратегии развития производства органической продукции к 2030 году, ее потребление должно вырасти более чем в 6 раз, а объем производства для внутреннего рынка — до 114,5 миллиарда рублей.
«Все больше граждан интересуются качеством продуктов, изучают их состав, место производства и делают свой выбор в пользу органической, полезной еды», — сказала депутат. В основном такие товары, по ее словам, производят фермерские хозяйства, многие из них занимаются сбором ягод, грибов. Следующим шагом, по мнению депутата, должно быть выделение таких товаров на полке. «Приходя в магазин, покупатели должны видеть, где представлена органика», — сказала Оглоблина.
Лидером по числу сертифицированной органики являются производители растительной продукции, ранее сообщали в Роскачестве. В России их выращивают около 53 процентов производителей, следом идет продукция переработки — 37 процентов и животноводства — 8 процентов, приводил данные сайт организации в январе этого года.
Требования и штрафы
По действующему закону к производителям органики предъявляются особые требования. Так, например, им нельзя:
- смешивать органическую и неорганическую продукцию при ее производстве, хранении и транспортировке,
- использовать химические пестициды, антибиотики, гормоны роста,
- применять генную инженерию,
- выращивать растения на искусственных почвах,
- использовать упаковку, которая может привести к загрязнению органической продукции и окружающей среды.
За продажу товаров без маркировки, их хранение, перевозку и приобретение в целях сбыта в статье 15.12 КоАП установлены штрафы: от 2 до 4 тысяч для граждан, от 5 до 10 тысяч для должностных лиц, от 50 до 300 тысяч рублей для юридических лиц. Плюс конфискация предметов правонарушения. За преступления в особо крупных размерах и в случае сговора в УК предусмотрен штраф до 1 миллиона рублей или лишение свободы до 6 лет (статья 171.1 УК РФ).
Читайте также:
• В Союзе птицеводов рассказали, на сколько подорожали яйца в ноябре
Ещё материалы: Юлия Оглоблина