Производство электромобилей в России хотят вывести в отдельную госпрограмму
Но для дальнейшего развития перспективной подотрасли автопроизводителям нужны квалифицированные кадры и доступ к передовым технологиям
Производство электромобилей целесообразно вывести в отдельную госпрограмму поддержки покупательского спроса с акцентом на субсидирование приобретения инновационной техники. При этом параллельно следует развивать электрозаправки, которые пока отстают от выпуска электрокаров. В то же время для защиты отечественного производства легковых автомобилей с высокой степенью локализации следует увеличить размер утилизационного сбора. Такие предложения прозвучали в Совете Федерации 27 февраля на парламентских слушаниях «Автомобильная промышленность: перспективы роста и проблемы, требующие решения».
Законы есть, денег мало
Уже год российский автопром провел в условиях системного макроэкономического стресса, однако по-прежнему ключевой задачей является его рост. «Но с учетом наших действий с колес в сложном 2022-м мы лучше видим риски 2023-го. Понимаем, что происходит и какие примерно сложности могут возникнуть», — отметил председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
В целом вся необходимая нормативная база для минимизации рисков уже существует плюс господдержка ускоренного освоения производства критически важных автокомпонентов и продаж автотехники. Проблема в одном — в недостаточности объема финансирования.
Ссылаясь на данные Счетной палаты, сенатор отметил необходимость дофинансирования госпрограммы льготного автокредитования «из-за возрастающего прямого и скрытого импорта подержанных автомобилей».
Несмотря на установленный законом запрет на допуск иностранных промтоваров для госзакупок, чтобы не приобретать наши автобусы, отечественные организации сегодня заключают контракты на оказание услуг, в итоге рынок наполняется иностранными автобусами.
«К нам обращаются регионы. Срочно необходим дополнительный запрет, чтобы пресечь возможность реализации данных схем», — обратился Кутепов к присутствующему на слушаниях замглавы Минпромторга Альберту Каримову, добавив, что без запрета наши производители автобусов потеряют эту долю рынка.
Председатель правления АвтоВАЗа Максим Соколов поддержал сенатора, призвав усовершенствовать законодательство о госзакупках, прописав там необходимость учитывать локализацию автомобилей не только в случае их приобретения, но и распространить ограничение на аренду авто и договоры оказания услуг.
Читайте также:
• Что изменится для автомобилистов и пешеходов с 1 марта
Электротранспорт
В то же время следует развивать инновационные виды транспорта, например электрокары. Но в таком случае электромобильная тематика не должна фигурировать в существующих программах льготного кредитования, целесообразно ее выделить в отдельный проект, уверен замгендиректора ПАО «КАМАЗ» по взаимодействию с органами государственной власти Михаил Матасов.
При этом, по его словам, нужно стремительно развивать зарядную инфраструктуру, которая пока отстает от производства электрических транспортных средств. А должно быть наоборот — зарядные станции должны чуть опережать рынок.
С коллегой согласилась и директор по взаимодействию с государственными органами и корпоративным связям компании «Москвич» Татьяна Редько. По ее словам, льготные условия для владельцев электромобилей по всей стране неравномерны. В столице, к примеру, для этого вида транспорта созданы бесплатные зарядки и бесплатные парковки, отсутствует транспортный налог. В других регионах подобные меры отсутствуют. Редько предложила унифицировать поддержку владельцев электрокаров по всей стране.
Тем более что «Москвич», по ее словам, планирует до конца года выпустить более десяти тысяч электромобилей, а дальше идти по нарастающей.
Для более эффективного развития отрасли Михаил Матасов считает важным решить проблему нехватки квалифицированных кадров и отсутствия доступа к передовым западным технологиям, аналогов которых нет в РФ.
Ещё материалы: Андрей Кутепов