Проезд на красный может повысить стоимость ОСАГО

В Госдуму внесли компромиссный законопроект по индивидуализации тарифов «автогражданки»

21.11.2019 14:46

Автор: Геннадий Мельник

Проезд на красный может повысить стоимость ОСАГО
ФОТО: МИХАИЛ НИЛОВ / ПГ

Новый вариант либерализации обязательного автострахования, подготовленный депутатами всех фракций, получился более сдержанным. В отличие от правительственного, он не предполагает дальнейшего расширения тарифного коридора ОСАГО и отмену коэффициентов по мощности и территории. Неизменным остался курс на справедливое ценообразование полиса: аккуратный водитель должен платить меньше лихача.

Законодатели просчитали риски

Ранее Госдума перенесла на неопределённый срок рассмотрение правительственного проекта об индивидуализации ОСАГО. Причиной этому, как сообщил журналистам первый вице-спикер палаты Александр Жуков 14 октября, стала серьёзная полемика, которая развернулась вокруг инициативы.

При этом и парламентарии, и Правительство, и представители страхового сообщества едины во мнении, что действующую систему тарифов ОСАГО необходимо скорректировать в сторону дальнейшей индивидуализации тарифов.

Компромиссный вариант проекта закона разработали и внесли в Госдуму депутаты от всех фракций во главе с председателем думского Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Как рассказал депутат «Парламентской газете», в документе отсутствуют предложения, вокруг которых развернулись самые сильные споры.

Реформа ОСАГО потребовала балансировки

«Мы убрали всё, что по нашим расчётам может привести к резкому удорожанию полисов ОСАГО, — пояснил Аксаков. — Например, отказались от увеличения страховых выплат за причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего с нынешних 500 тысяч рублей до двух миллионов. При этом пока сохранили коэффициенты по территории и мощности, чтобы не расширять тарифный коридор. Он останется прежним».

Сейчас тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746 — 4942 рубля. При этом у страховщиков появится больше критериев, по которым будет определяться окончательная цена полиса. В частности, значения базовых ставок будут меняться в зависимости от факторов, существенно влияющих на вероятность совершения страхователем ДТП. В качестве таких факторов может учитываться неоднократное, в течение года, привлечение водителя к административной ответственности за проезд на красный или запрещающий жест регулировщика, превышение скорости на 60 км/ч, выезд на встречку или вождение в состоянии опьянения. При этом нарушения, зафиксированные на дорожную камеру, не учитываются.   

Стабильность тарифов

Российский союз автостраховщиков (РСА) и ранее высказывался за компромиссный вариант либерализации ОСАГО.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, отказ от ряда предложенных Правительством нововведений позволит скорей запустить застопорившийся второй этап реформы по индивидуализации тарифов по ОСАГО и обеспечить стабильность рынка.

Он пояснил, что в ходе обсуждения законопроекта на парламентских слушаниях в Совете Федерации представители властей и страховщики признали, что необходимо пересмотреть коэффициенты в пользу более индивидуализированного подхода, чтобы водители получили справедливые цены.

«Считаем, что тариф должен складываться из тех рисков, которые граждане создают на дороге, — пояснил Игорь Юргенс. — Сейчас у нас аварийные водители и нарушители платят за полис столько же, сколько аккуратные автовладельцы. То есть хорошие водители, которых у нас более 80 процентов, субсидируют плохих».

По его словам, в отрасли поддерживают введение повышающего коэффициента за грубые нарушения правил дорожного движения. Этот коэффициент, с одной стороны, позволит страховщикам более точно оценивать потенциальную аварийность автовладельцев, а с другой — простимулирует автовладельцев избегать грубых нарушений ПДД.

«В целом это должно привести к повышению безопасности дорожного движения»,  - полагает Игорь Юргенс.

Он также напомнил, что реформа по индивидуализации тарифов по ОСАГО стартовала 9 января 2019 года, когда вступили в силу нормативные акты Банка России, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20 процентов вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он содержит 58 степеней.

«Это послужило для страховщиков сигналом улучшения ситуации на рынке обязательной «автогражданки», что привело к усилению конкуренции между ними, — отметил глава РСА. —  С этого момента мы постоянно фиксировали снижение средней премии по ОСАГО».

По итогам 9 месяцев 2019 года средняя цена полиса снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,4 процента — с 5 703 до 5 395 рублей. Игорь Юргенс убеждён, что дальнейшая реформа по индивидуализации тарифов приведёт к ещё большему снижению стоимости ОСАГО для безаварийных автовладельцев”, — сказал Игорь Юргенс.