Проблемы иностранной миграции в Россию: экономический аспект
Модели регулирования миграции в США и Европе вызывают всё большее отторжение со стороны граждан их стран. Однако и в России не только государственная политика, но и позиция гражданского общества в сфере регулирования иностранной миграции нуждается в дальнейшем обсуждении, несмотря на целый ряд позитивных мер, принятых в последние годы.
Это серьёзное обсуждение осложнено целым рядом обстоятельств. Прежде всего, западная традиция отказа от обсуждения негативных сторон миграции, на которую ориентируется небольшая, но влиятельная часть российских общественно-политических и медиаэлит. Любого говорящего о необходимости защиты интересов российских граждан и не разделяющего западный подход с безоговорочной поддержкой миграции они готовы заклеймить мигрантофобом подобно тому, как в современных США любого не разделяющего ценности глобализации и приоритета прав меньшинств над правами большинства стали называть фашистом.
Формулировка позиции гражданского общества усложняется тем, что подавляющее число российских общественных организаций в этой сфере являются прямыми бенефициарами лоббирования интересов мигрантов, в некоторых случаях в ущерб интересам российского общества. Обсуждение осложняется и наличием интересов бизнеса, заинтересованного в жесточайшей эксплуатации мигрантов. Отметим и наличие радикалов, пытающихся в собственных политических целях использовать негативное отношение части граждан к мигрантам. Автор статьи вспоминает свои усилия, в том числе написанную им более 10 лет назад книгу «Кондопога: что это было», направленную на противодействие организации ДПНИ, которая разжигала межнациональную вражду.
Серьёзное обсуждение проблемы миграции требует обсуждения не только таких событий, как массовые беспорядки в московском районе Бирюлёво-Западное, недавних столкновений у торгового центра в Люблино, целый ряд массовых драк мигрантов друг с другом, но и экономических аспектов.
Сумма федеральных доходов за счёт приобретения мигрантами патентов за 2016 года составила более 38 миллиардов рублей, на Москву приходится более 14 миллиардов рублей. Казалось бы, всё ясно. Однако даже примерные оценки показывают, что ситуация носит существенно более сложный характер.
В 2017 году в тюрьмах отбывали наказание 29 397 иностранцев, в подавляющем большинстве — мигрантов. Годовые затраты на заключенного — 469 тысяч рублей. Содержание мигрантов-преступников стоит российскому бюджету почти 14 миллиардов рублей в год. Отказаться от этого невозможно — уровень преступлений среди мигрантов высок и без обеспечения неотвратимости наказания был бы ещё выше.
Нелегальные мигранты помещаются в центры временного содержания иностранных граждан. В московском центре, который в качестве заместителя Общественной наблюдательной комиссии проверял автор статьи, находится около 700 нелегальных мигрантов, содержание каждого из которых стоит в месяц 23 тысяч рублей, то есть на центр уходит около 200 миллионов в год. Безусловно, центры в других регионах не такие крупные, но по России их более 80, и счёт идёт на миллиарды бюджетных денег ежегодно. Стоимость депортации из России составляет около тысячи долларов. В 2016 году количество выдворенных из России составило 55 160 человек, то есть российский бюджет ежегодно несёт потери более трёх миллиардов рублей.
Уровень распространения среди мигрантов таких болезней, как туберкулёз, ВИЧ, сифилис, гепатит и других, в несколько раз больше, чем у жителей России. Это не может не приводить к заражению части людей, с которыми контактируют более 12 миллионов мигрантов.
По закону они обязаны приобрести полис медицинского страхования, но миллионы из них этого не делают. При этом по закону скорую помощь в больницах им оказать обязаны. Отдельно стоит растущая статья расходов на медпомощь при родах. По оценкам экспертов, затраты превышают миллиард рублей в год. Женщины-мигранты нередко оставляют детей в роддомах, а среди бездомных и беспризорных детей в Москве до 45 процентов составляют дети мигрантов, что требует соответствующих расходов.
Ещё в 2015 году количество детей мигрантов в школах Москвы составляло более 25 тысяч человек. Бюджет выделяет на каждого до 120 тысяч рублей в год, то есть обучение детей мигрантов только Москве ежегодно стоит налогоплательщикам три миллиарда рублей. Нельзя замалчивать и тот факт, что наличие даже нескольких детей в классе (в некоторых школах их количество доходит до 10 процентов), плохо понимающих русский язык, со значительными культурными различиями, не может не приводить к ухудшению качества образования для российских граждан.
Именно наличие значительного количества не знающих русский язык привело к необходимости создания в Москве дорогостоящей сети специализированных школ с годовой программой обучения русскому языку. При этом учителя констатируют, что год от года количество детей мигрантов растёт, а уровень владения ими русским языком снижается.
В отличие от российских граждан, более 2/3 от своего заработка мигранты переводят в свои страны, в основном своим семьям. В 2013 году эта сумма доходила до 20 миллиардов долларов год, а Россия занимала первое место в мире по объёму вывозимых мигрантами средств, обходя Англию и Германию, что не может не приводить к потерям экономики страны.
Оценка баланса между приобретениями и потерями с экономической точки зрения от миграции усложняется тем, что, оценивая полезность мигрантов, регионы не учитывают затраты федерального бюджета.
Целью этих данных является показать, что даже с чисто экономической точки зрения миграция является существенно более сложным вопросом, чем представляется многим. Автор статьи придерживается мнения, что при правильной регуляции миграция может принести пользу экономике России. Однако не меньшие риски возникают с политической и социальной точки зрения, что мы обсудим в следующей статье.
Ещё материалы: Максим Григорьев