Предприятиям могут запретить иметь две лицензии на розничную продажу алкоголя
Одному и тому же предприятию следует законодательно запретить выдавать две лицензии на розничную продажу алкоголя. У лицензиата может быть либо право на розничную продажу алкоголя, либо на розничную продажу этой продукции при оказании услуг общественного питания.
Соответствующие поправки направили на рассмотрение Госдумы депутаты Госсовета Башкирии, а также зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин.
В пояснительной записке к документу, с которой ознакомилась «Парламентская газета», указано, что установленные федеральным законодателем лицензионные требования де-факто не предусматривают никаких требований к стационарному объекту, на котором ведётся розничная продажа алкоголя, что порождает злоупотребление правом на подобную торговлю.
Так, федеральный запрет на продажу алкоголя в розницу с 23 часов до 8 часов по местному времени преодолевается имитацией оказания услуг общественного питания под видом «закусочных», «рюмочных», «буфетов» или «баров».
Авторы инициативы также обращают внимание, что, во-первых, зал обслуживания посетителей объекта общепита может совпадать с залом розничной торговли, а во-вторых, деятельность в этой сфере носит заявительный характер. Так, в соответствии с ГОСТ бары и буфеты могут быть организованы в предприятиях розничной торговли.
Введённое с июля 2016 года разделение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции отдельно на розничную продажу алкоголя и розничную продажу этой продукции при оказании услуг общественного питания также не является препятствием для недобросовестных предпринимателей.
С разделением лицензии законодательство дополнилось запретом на розничную продажу алкогольной продукции в случае продажи алкоголя в розницу при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, если иное не установлено законом.
Нарушение этого правила является основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке.
Указанные нормы не в полной мере соответствуют критерию ясности правового регулирования, так как в настоящее время в законе отсутствуют нормы, запрещающие выдачу двух названных лицензий по одному месту осуществления лицензируемой деятельности, отсутствуют и соответствующие основания для отказа в выдаче лицензий.
Правоприменительная практика показывает, что закон де-факто запрещает только торговлю навынос в предприятиях общественного питания, при этом в ситуации, когда по одному и тому же месту осуществления лицензируемой деятельности имеются обе лицензии, данный запрет не может применяться.
Ещё материалы: Рафаэль Марданшин