Предпринимателей избавят от плановых проверок
Роспотребнадзор планирует расширить меры по снижению административного давления на бизнес, не дожидаясь принятия пакета законов о регуляторной гильотине
В первую очередь ведомство намерено отказаться от плановых проверок изготовителей, в том числе продавцов, импортёров, владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах. В качестве альтернативы Роспотребнадзор будет проводить внеплановые документарные и выездные проверки, контрольные закупки. Соответствующие нормы зафиксируют в постановлении Правительства, проект которого размещён на портале проектов нормативных актов.
Бизнес не должен страдать уже сейчас
О необходимости усовершенствования существующей системы контрольно-надзорной деятельности говорили давно, но лишь после того, как Владимир Путин включил этот злободневный пункт в свое прошлогоднее послание Федеральному Собранию, сказав, что количество требований к бизнесу необоснованно завышено, тема получила развитие. Два законопроекта, которые впоследствии были названы «регуляторной гильотиной», были внесены Правительством в Госдуму и приняты палатой в первом чтении 14 апреля текущего года.
По замечанию председателя думского Комитета по контролю и Регламенту Ольги Савастьяновой, в базовой составляющей законопроектов нашли отражение замечания 13 думских комитетов, тем не менее у депутатов остаются ещё вопросы. Все они должны быть устранены ко второму чтению документов, в том числе используя все возможные тематические площадки. Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил подключить к важной теме экспертов и общественность в рамках парламентских слушаний.
Сомнений в том, что важные законопроекты, которые, по прогнозам экспертов, окажут значительное позитивное влияние на деловой климат в России, будут приняты — нет. Но пока этого не случилось, в Роспотребнадзоре решили не оставлять бизнес наедине с текущими контрольно-надзорными проблемами.
Проект постановления Правительства предусматривает отмену плановых проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортёров, владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). В качестве альтернативного механизма защиты прав потребителей в качестве ситуативных мер реагирования ведомство предлагает ограничиться внеплановыми документарными и выездными проверками и контрольными закупками.
По данным Роспотребнадзора, снижение числа плановых проверок сопровождается повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности в целом. Так, с 2012 по 2018 год количество плановых проверок уменьшилось с 73 737 до 3179, при этом показатель эффективности, характеризующий соотношение абсолютного числа выявленных нарушений законов к общему количеству проверок ежегодно возрастал и в 2018 году составил 3,05 единицы (2017 г. — 2,7; 2016 г. — 2,6; 2015 г. — 2,5; 2014 г. — 2,4).
Что предлагает Правительство
Курирующий законопроект специалист Роспотребнадзора на вопросы «Парламентской газеты» по поводу частичного дублирования постановлением норм «регуляторной гильотины» не ответил. Но, по мнению главы думской Комиссии по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Дмитрия Сазонова, речь идёт о временной мере, которая будет действовать до принятия пакета законов. Ревизия прошлых надзорных норм в думских документах представлена на более глубоком уровне, при этом много нововведений, облегчающих жизнь предпринимателей и работу самих контролёров.
В частности, акцент в деятельности различных контрольных служб предлагается делать не на борьбе с последствиями нарушений, а на их предупреждении, в том числе используя новейшие информационные технологии, статистику и анализ. Фактически речь идёт о полноценной цифровизации государственного и муниципального контроля, снижающей издержки граждан и организаций и повышающей его прозрачность. На практике это будет означать, что в случае отсутствия в информационной системе сведений о проверке, действия контролёра не будут иметь юридического значения, а инспектора просто не допустят на объект.
Помимо расширения применения риск-ориентированного подхода, законопроекты вводят и меры стимулирования добросовестности, а также уделяют оценку результативности действий надзорных органов. Замминистра экономразвития Алексей Херсонцев ранее пояснял, что контрольно-надзорный орган отнесёт объекты контроля к одной из шести категорий риска причинения ущерба: чрезвычайно высокий риск, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.
Для каждой категории будут определены виды проверок и их периодичность. В организациях с чрезвычайно высоким риском может быть одно-два плановых контрольно-надзорных мероприятия в год, с высоким или значительным риском — одно в два-четыре года, со средним или умеренным риском — одно в три-шесть лет.