Правительство дополнительно соберёт с автомобилистов 60 млрд рублей
Кабмин одобрил внеплановое повышение акцизов на топливо в 2018 году
Правительство России на заседании 18 сентября одобрило предложение о внеплановом повышении акцизов на топливо в 2018 году. Об этом сообщил министр финансов Антон Силуанов. Полученные благодаря росту налога доходы могут быть направлены на решение дорожных проблем в регионах, преимущественно в Крыму и Калининградской области.
Парламентарии, опрошенные «Парламентской газетой», отнеслись к правительственной инициативе настороженно. Увеличение акцизов, считают они, в любом случае негативно отразится на конечном потребителе и, возможно, сделает переработку нефти внутри страны менее привлекательной.
Два по 50
Как ранее писала газета «Ведомости», предложение о повышении акцизов на топливо было выдвинуто на бюджетных совещаниях в кабмине. Дополнительно поднять налог решено в два этапа — по 50 копеек за один литр горючего с 1 января и с 1 июля 2018 года. Это увеличение почти в два раза больше, чем предусмотренная Налоговым кодеком индексация на инфляцию: при показателе в четыре процента рост должен составить примерно 30 копеек за литр бензина и 23 копейки за литр дизельного топливо.
По предварительной оценке, дополнительные доходы бюджета в итоге составят 55-60 миллиардов рублей. Кроме того, из-за двухразового увеличения акциза на 50 копеек топливо увеличится в цене на 1,5 процента, или на 60 копеек, в результате чего стоимость бензина в 2018 году может превысить психологически важную отметку в 40 рублей.
«Инициатива Правительства приведёт к подорожанию не только топлива, но и других товаров, что станет ударом по населению», — заявил «Парламентской газете» зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»).
По оценкам депутата, повышение стоимости бензина всего на один рубль приводит к тому, что бюджет получает дополнительно 100 миллиардов рублей в год.
«В очередной раз «нахлобучить» автомобилистов — это, конечно, самое простое, но ведь есть и другие резервы, которые позволят принести в бюджет гораздо большие суммы. Например, совершенствование механизма госзакупок. Здесь теряются триллионы рублей. Почему Минфин упорно не желает заниматься этой проблемой?» — удивился парламентарий.
«Увеличение акцизов на топливо в любом случае отразится на конечном потребителе. Это опять же ляжет на кошелёк граждан и на экономику, потому что составляющая в любом продукте от энергоносителя существенная», — согласился с коллегой первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Его слова приводит пресс-служба «Справедливой России».
2. Горно-Алтайск — 36,33 рублей;
3. Калуга — 36,38 рублей;
4. Кемерово — 36,43 рублей;
5. Абакан — 36,48 рублей.
Как констатировал депутат, обсуждая повышение налога, важно найти «здоровый баланс», иначе изменение «негативно скажется в том числе на инфляции».
Опасность для российской экономики в повышении акцизов на топливо увидел и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг («Справедливая Россия»). Парламентарий отметил, что есть более эффективные методы получения дополнительных доходов, например частичное снижение возврата НДС экспортёрам сырья. Законодатель подчеркнул, что такая мера уменьшит рентабельность продаж нефтепродуктов на внешний рынок и не затронет простых граждан.
«Снижение рентабельности внешних продаж сделает переработку сырья внутри страны более привлекательной, а это наш национальный приоритет. Повышение акцизов, наоборот, стимулирует внешние продажи нефти, которая в переработанном виде будет нами покупаться обратно», — сказал Гартунг «Парламентской газете».
По данным аналитического центра при Правительстве РФ, в 2016 году производство основных нефтепродуктов в России снизилось на 7,2 процента. Было зафиксировано резкое падение производства топочного мазута на 20,3 процента, однако на два процента увеличилось производство автомобильных бензинов и на 0,3 процента — дизельного топлива.
Шаг к отмене транспортного налога
Предполагается, что полученные после дополнительного увеличения налога на горючее средства будут перераспределены на строительство трасс «Приморское кольцо» в Калининградской области и «Таврида» в Крыму. Как считает зампредседателя Комитета Госдумы по энергетике Николай Петрунин («Единая Россия»), Минфин должен будет ответить перед автомобилистами за использование взятых с них денег.
«Необходимо со стороны Минфина ввести механизм контроля за тем, чтобы собранные средства пошли туда, куда было заявлено. А ещё лучше, если в конце года в свободном доступе на сайте министерства будет размещена детальная отчётность об их расходовании. Автомобилисты в нашей стране платят большие деньги, и они вправе знать, за что», — сказал депутат «Парламентской газете».
Сбор дополнительных денег на строительство дорог Правительство решило провести в условиях постепенного сокращения доли регионов при распределении доходов от топливных акцизов. С 2015 года она сокращалась со 100 до 61,7 процента, а в 2018 году показатель достигнет 57,4 процента. При этом норматив распределения доходов от акцизов на горючее между субъектами РФ остаётся неизменным. Так, Республика Крым, согласно закону о бюджете, в 2017 году получит 0,6701 процента от подлежащих зачислению в казну регионов средств, Севастополь — 0,0782, Калининградская область — 0,7769. В опубликованном 18 сентября проекте бюджета на 2018 год этот показатель сохранится на том же уровне, а с 2020 года он и вовсе уменьшится.
Впрочем, с 2019 года ситуация в данной сфере может измениться. По итогам «Прямой линии» в 2017 году Президент России Владимир Путин поручил Правительству рассмотреть возможность вернуть субъектам Федерации доходы от акциза на топливо. Вместе с тем есть вероятность, что сам налог либо будет существенно увеличен в размере, либо вовсе трансформирован.
Автомобилисты сегодня ждут отмены абсолютно неэффективного транспортного налога. Эта мера несколько уравновесила бы повышение акцизов, что фактически является таким же налогом.
В повестке законодателей уже шесть лет находится вопрос замены транспортного налога повышенным акцизом на бензин. Изначально в 2012 году с такой инициативой выступил Владимир Путин, который предложил простую концепцию — «сколько ездишь, столько платишь». Позднее, в 2015 году, законодательное решение проблемы предлагали депутаты «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР.О возможности замены одного налога повышением другого на встрече с членами и экспертами палаты молодых законодателей 10 июля заявила и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Спикер палаты регионов отметила, что взимание платы с акциза на топливо — это более эффективная и справедливая мера, чем транспортный налог, особенно если речь идёт о людях, которые редко используют автомобили. Поэтому она предложила молодым законодателям «продвигать эту идею вместе и готовить соответствующие законопроекты».
Одновременно в Правительстве также обсуждается вопрос замены транспортного налога экологическим сбором. Но какая бы участь не ждала пошлину в будущем, законодателям предстоит решить главный вопрос — как возместить регионам 146,2 миллиарда рублей выпадающих доходов, к которым, по подсчётам кабмина на 2016 год, приведёт полная её отмена.
2. Якутск — 49,11 рублей;
3. Магадан — 45,81 рублей;
4. Петропавловск-Камчатский — 45,19 рублей;
5. Южно-Сахалинск — 43,44 рублей.
«Автомобилисты сегодня ждут отмены абсолютно неэффективного транспортного налога. Эта мера несколько уравновесила бы повышение акцизов, что фактически является таким же налогом», — сказал «Парламентской газете» Вячеслав Лысаков.
Как заключил депутат, манёвры в налоговой сфере не могут быть «игрой в одни ворота». Поэтому основные дискуссии вокруг акцизов и транспортных пошлин, вероятно, ещё впереди. С новой силой обсуждение может начаться в конце сентября — начале октября 2017 года, когда в нижнюю палату будет внесён проект бюджета на 2018-2020 годы и стартует его рассмотрение.
Ещё материалы: Валерий Гартунг, Вячеслав Лысаков, Владимир Путин, Валентина Матвиенко