Портал госуслуг — чем не Ozon и Wildberries?
В Совфеде намерены предложить Минпромторгу создать в стране государственную торговую интернет-площадку
Сегодня на портале госуслуг открывать личные кабинеты могут не только физлица, но и компании, и индивидуальные предприниматели. А учитывая, что подавляющая часть россиян уже пользуется порталом и прошла сложную систему идентификации, можно создать здесь и дополнительную опцию, позволяющую предлагать и покупать товары. Тогда государство получит комиссионные, производители — доступ к потребителям, минуя цепочки посредников, покупатели — возможность сэкономить, ведь все товары будут по приемлемой цене и иметь необходимые сертификаты. Подробностями инициативы с «Парламентской газетой» поделился ее автор, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.
Широкая аудитория
По данным Федеральной антимонопольной службы, если в 2021 году товарооборот российских маркетплейсов составлял 167 миллиардов рублей, то в третьем квартале 2023 года стал 1,2 триллиона рублей, а количество продавцов со 100 тысяч выросло до 700 тысяч уникальных организаций, включая самозанятых и ИП. При этом 88 миллионов уникальных покупателей совершили хоть одну покупку за год.
На недавнем круглом столе в Совете Федерации замруководителя ФАС Петр Иванов сообщил, что доли Ozon и Wildberries на рынке интернет-торговли сегодня составляют 47 и 35 процентов соответственно. Чаще всего на таких сайтах покупают электронику и бытовую технику, высоким спросом также пользуются одежда и обувь, товары для дома и дачи.
У некоторые сайтов есть некоторая специализация. Например, по данным исследовательской компании «Анкетолог», на Wildberries чаще всего заказывают одежду и обувь для взрослых, на Ozon, «Яндекс-маркете» и «Сбермегамаркете» — товары для дома и дачи, на «Алиэкспрессе» — электронику и технику. Женщины делают покупки на маркетплейсах в среднем два-три раза в месяц, мужчины — один раз в месяц.
При этом женщины предпочитают Wildberries и «Ламода» — их там больше, чем мужчин. А сильный пол чаще пользуется услугами «Алиэкспресса» и «Яндекс-маркета». А вот на »Озоне» и »Сбермегамаркете» клиентов обоих полов примерно поровну.
Статистика свидетельствует, что россиянам пришелся по душе формат удаленной покупки товаров, однако и жалоб на каналы дистанционной торговли также хватает. По информации Роспотребнадзора, в 2022 году в ведомство поступило 48 135 таких обращений — это больше, чем в 2021 году, на 28,62 процента. А за девять месяцев 2023 года их стало еще больше — 48 322.
Государственные преимущества
Тем не менее маркетплейсы кажутся весьма привлекательным инструментом для продвижения местных товаров, особенно когда перед отечественными товаропроизводителями поставили масштабную задачу импортозаместить все, что пока у нас не выпускают. И раз люди массово устремляются в онлайн-сервисы, стоит использовать этот тренд с пользой для общего дела, считает сенатор Иван Абрамов.
Он предлагает создать государственный маркетплейс для российских товаров, который будет конкурировать с лидерами рынка — Ozon и Wildberries. Для этого вполне можно использовать портал госуслуг, где юридические лица и индивидуальные предприниматели могут уже сейчас открывать свои личные кабинеты.
«А физлица почти все их имеют. Осталось создать дополнительную услугу и, пожалуйста, можете там размещать товары и приобретать их. Ведь сегодня маркетплейс — это, по сути, доска объявлений, где поставщики размещают свою информацию о продукции. Почему бы для этих целей не использовать «Госуслуги»? Это будет удобно», — отметил сенатор.
Абрамов добавил, что такой поход позволит уменьшить количество посредников между производителем и покупателем, за счет чего можно снизить и цену. «Я думаю, что это будет работать. А где выгоднее покупать — пусть решает сам потребитель. Хочешь — покупай на коммерческом маркетплейсе, а хочешь — ищи сертифицированные товары с гарантированным качеством на государственном сервисе», — уточнил Абрамов.
Если судить по цифрам, то размер аудитории портала госуслуг позволяет конкурировать с торговыми площадками. По данным Минцифры, на конец 2023 года 109 миллионов россиян имели подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Все они — потенциальные клиенты пока гипотетического госмаркетплейса, считает Иван Абрамов. Хотя конкуренция предстоит жесткая: ежемесячное количество заходов пользователей на сайт или в приложение у Ozon и Wildberries примерно одинаково — плюс-минус около 50 миллионов человек.
Аргументированные сомнения
Об идее госмаркетплейса Иван Абрамов рассказал на круглом столе в Совете Федерации 5 марта. Некоторые эксперты согласились с ним, другие засомневались. Так, представитель Минпромторга Юлия Юдина отметила в ней рациональное зерно по части поддержки российских товаропроизводителей. «Здесь уже есть некоторые наработки, инициативы, в том числе законопроект о «российской полке», который обязует маркетплейсы — подходы пока прорабатываются — иметь определенное количество карточек российских товаров при запросе потребителя на определенный товар, — напомнила чиновница. — Если ты ищешь, условно, дезодорант, то в первую очередь потребитель должен видеть российский дезодорант и какие производители выпускают эту продукцию».
Глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко скептически отнесся к идее. По его словам, «все попытки государства во всем мире сделать что-то подешевле заканчивались плохо с точки зрения как раз именно того, к чему стремились». «Сделать товары дешевле можно только в случае конкуренции, когда есть два игрока, к примеру как Ozon и Wildberries», — пояснил «Парламентской газете» свою позицию эксперт. По мнению Клименко, государство не должно заниматься бизнесом, его задача — регулировать экономические процессы законами, стимулируя их в том числе увеличением или снижением налогов.
У Ивана Абрамова есть контраргумент - созданная Центробанком система быстрых платежей, которую можно задействовать для расчетов на госмаркетплейсе и тем самым снизить траты россиян. А кроме того, выиграют и сами производители, которые сегодня за доступ на электронные полки маркетплейсов вынуждены платить 15-20 процентов, «а иногда и больше». При этом государственный маркетплейс за доступ на полки брал бы гораздо меньше и гарантировал бы качество товара. Сегодня маркетплейсы такую гарантию дать не могут: лишь 15 процентов продукции имеет сертификаты.
По словам Ивана Абрамова, сейчас инициативу сенаторов прорабатывают с экспертами и товаропроизводителями, вскоре предложения направят в Минпромторг.
«Многие могут сказать, что это не функция государства. Да, но мы же сегодня занимаемся импортозамещением, поэтому государство должно развивать собственные производства. И государственный маркетплейс может помочь в сбыте продукции и при этом быть вполне конкурентным за счет снижения маржи, а следовательно, удешевления товара. И в этом случае выбор остается на стороне потребителя — на какой площадке и по какой цене купить нужную продукцию. И если это по силам сегодня государству, то вполне возможно такой сервис может появиться. Я думаю, что ничего сверхъестественного в этом нет», — резюмировал автор идеи.
Читайте также:
• Маркетплейсам хотят ужесточить правила пересылки товаров • Абрамов: Маркетплейсам необходим отдельный закон
Ещё материалы: Иван Абрамов