Обезопасить каршеринг поможет закон
Пресечь недобросовестное использование арендованных автомобилей поможет проверка водителей через сайт «Госуслуги», считает депутат Государственной Думы от «Единой России».
Система поминутной аренды автомобилей, так называемый каршеринг, набирает всё большую популярность. Часто арендованные машины попадают в аварии, в том числе со смертельным исходом. Нередки и случаи, когда недобросовестные клиенты разбирают авто на запчасти. По мнению зампредседателя думского Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы Михаил Романова, во многом это происходит оттого, что каршеринговые компании предоставляют свой транспорт абы кому, не слишком заботясь о проверках личности арендатора.
«Сейчас аренда транспортного средства чаще всего осуществляется через Интернет или мобильное приложение. Водительские права и паспорт подгружаются в электронном виде, и никто не заботится о том, чтобы проверить их достоверность. То есть им могут подсунуть вообще фейковую документацию», — сетует Романов.
По словам депутата, эту плоскость экономических отношений давно пора отрегулировать. В частности, необходимо обязать каршеринговые компании проверять данные арендатора либо при его личном визите в офис предприятия (как это практикуется в традиционных сервисах аренды автомобилей), либо посредством его идентификации через сайт «Госуслуг».
«Здесь надо действовать по принципу максимального ужесточения, — сказал «Парламентской газете» законодатель. — Методика сдачи в аренду автомобилей должна происходить более формально и чётко: как минимум однократно человек должен явиться в офис с оригиналами паспорта и водительских прав, чтобы его физически увидел сотрудник компании, которая сдаёт машину в аренду, и чтобы он мог провести его идентификацию. Как вариант — можно рассмотреть вопрос об идентификации пользователей через портал «Госуслуги».
Кроме того депутат обратился в правоохранительные органы с предложением провести тотальную проверку технического состояния машин каршеринга и поделиться статистикой правонарушений в этой области. По его мнению, регулирование каршеринга потребует внесения изменений в ряд законодательных актов, включая Гражданский кодекс, КоАП и Правила дорожного движения.
Михаил Романов уточняет, что для регулирования деятельности каршеринга потребуются поправки сразу в несколько законодательных актов, в частности — в Гражданский кодекс, в Правила дорожного движения, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Причём административную ответственность в виде штрафов за недобросовестное использование арендованных машин (например за передачу транспорта третьему лицу) должны нести как арендаторы, так и арендодатели.
Между тем, коллега Романова, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», первый замглавы Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков полагает, что отдельными поправками зарегулировать эту прогрессивную отрасль нельзя — потребуется рамочный закон.
«Понятия каршеринга в законодательстве не существует. Так же, как в отношении транспортных перевозок отсутствует слово «агрегатор». Соответственно, необходимо не вносить какие-то требования к отдельным участникам этих общественно-экономических отношений, а нужен комплексный закон, регулирующий эту сферу деятельности, — сказал «Парламентской газете» политик. — Можно о чём угодно говорить — о любых требованиях: к транспортному средству, к водителям, к отношениям между пользователями и компанией, которая занимается этим видом деятельности. Но это новая сфера отношений, и я думаю, что для неё потребуется отдельный закон»