Политолог оценил перспективы создания единого налогового кодекса России и Белоруссии
Создание единого налогового кодекса в рамках интеграции России и Белоруссии возможно, однако сопряжено с определёнными сложностями, заявил «Экономике сегодня» заместитель заведующего кафедрой государственной политики МГУ Максим Вилисов.
Ранее газета «Коммерсант» сообщила, что Россия и Белоруссия планируют с 2021 года перейти на единые налоговый и гражданский кодексы в рамках интеграции экономических систем. По данным издания, Москва и Минск также собираются привести к единообразию учёт собственности и почти полностью объединить банковский надзор при сохранении двух Центробанков. Кроме того, планируется ввести единый регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии и установить гармонизированное государственное регулирование отраслей.
«Интеграция налоговых систем возможна, а её основой может являться таможенный союз, который был предшественником Евразийского экономического союза, поскольку таможенные платежи являются разновидностью налогов», — сказал Вилисов.
При этом в России есть региональные и местные налоги, и, по словам эксперта, это будет непросто совместить с белоруской налоговой системой.
Политолог отметил, что территориальное устройство союзных государств отличается, поэтому говорить о стопроцентной интеграции пока преждевременно.
В то же время появление единого налогового кодекса позволит решить некоторые разногласия между Москвой и Минском. В частности, в Белоруссии остро отреагировали на налоговый манёвр, по которому стоимость нефти на внутреннем рынке России из-за отмены экспортной пошлины и повышения НДПИ постепенно сравнивается с мировыми ценами. Минск просил Москву компенсировать убытки через дотации.
Вилисов считает, что появление единой нормативной базы и единого энергетического рынка ЕАЭС позволит оставить подобные разногласия в прошлом и повысить качество взаимодействия национальных экономик России и Белоруссии.