Покупателям маркетплейсов будет проще экономить

Урегулировать баланс интересов общества и бизнеса предложили в кабмине

15.05.2024 00:00

Автор: Татьяна Шишкина

Покупателям маркетплейсов будет проще экономить
  © freepik.com

Покупки на интернет-площадках могут стать более выгодными, а условия доставки — понятнее и прозрачнее. Люди получат возможность бесплатно возвращать неподошедший товар или отказываться от чужой посылки. Минцифры разрабатывает законопроект, который четко пропишет права и обязанности участников рынка электронной торговли, рассказал «Парламентской газете» глава думского IT-комитета Александр Хинштейн. Что еще планируется сделать в этой сфере, разбиралась «Парламентская газета».

На стыке онлайна и офлайна

Рынок интернет-торговли развивается рекордными темпами. Больше 60 миллионов граждан покупают необходимое на маркетплейсах. Кроме экономии времени — заказ привозят в удобное место, покупатель зачастую выбирает еще и выгодную цену. Но и здесь есть второе дно, с которым покупатели сталкиваются. Среди основных проблем — невозможность вернуть деньги за неподошедший или бракованный товар.

По данным агентства интернет-опросов, за последний год у 46 процентов опрошенных возникали проблемы при заказе товаров. Чаще всего приходил некачественный (43%), поврежденный (40%) или не соответствующий описанию (35%) товар. В топ-5 «проблемных» категорий вошли одежда (27%), электроника (16%), продукты (15%), косметика и парфюмерия (12%), бытовая техника (11%).

«Коллеги из Минцифры ведут работу над законопроектом, в котором будет предложено актуальное регулирование маркетплейсов. Сейчас это динамично развивающиеся площадки на стыке онлайна и офлайна, во многом регуляторика отстает от темпов роста маркетплейсов» — поделился с «Парламентской газетой» председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

По словам депутата, к площадкам электронной торговли накопилось немало вопросов, включая проблему трудоустройства сотрудников или работы службы доставки. Все они нуждаются в разрешении. Особенно в свете того, что по прогнозам Минтруда к 2030 году количество граждан, связанных трудовыми отношениями с торговыми онлайн-платформами, достигнет 15 миллионов человек.

Белоусов рассказал, что будет с российской армией

Особое мнение

О работе над проектом закона на днях сообщил и. о. главы Минцифры Максут Шадаев. В рабочую группу вошли представители Минэкономразвития и Минцифры. Свои предложения готовит РАЦИТ, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе председателя правления региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» депутата Госдумы Антона Горелкина.

Основные акценты будут сделаны на регламенте работы пунктов выдачи заказов и вопросах трудоустройства курьеров, то есть затронут действительно проблемные места, где вмешательство законодателя необходимо.

Еще одной проблемой, которая в последнее время активно обсуждается законодателями, — трудоустройство и социальные гарантии сотрудникам марткетплейсов.

«Парламентская газета» писала, что многие россияне не только пользователи услуг электронных торговых площадок, но и сегодня работают с ними в статусе самозанятого. Что не предусматривает для последних ни пенсий, ни прочих социальных гарантий. В связи с этим депутаты Госдумы обратились к председателю Правительства Михаилу Мишустину с просьбой отрегулировать трудовые отношения работников маркетплейсов.

Кабальные условия

Тема регулирования маркетплейсов поднималась законодателями неоднократно. Так, в начале марта в Государственную Думу был внесен законопроект главой Комитета Совфеда по экономической политике Андреем Кутеповыми и председателем Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. Документ предлагает закрепить права и обязанности интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Законопроект предполагает контроль над работой маркетплейсов федеральной антимонопольной службой.

По словам Гутенева, лидеры рынка достаточно вольно строят отношения как с продавцами товаров, так и с пунктами выдачи. Много нареканий у покупателей. Так, депутат предлагает обратить внимание на ограничения, которые налагают на продавцов крупные маркетплейсы, их требования скидок и демпинг цен. Агрегаторы, по сути, берут в кабалу продавцов, владельцев пунктов выдачи товаров, — считает соавтор законопроекта.

Ямпольская покинет пост главы Комитета Госдумы по культуре

Многие пункты и хотели бы выдавать товары, купленные на разных площадках, но не могут. Пока крупные маркетплейсы устанавливают свои правила. И продавцам, и доставщикам, и покупателям. «Документом предлагается ввести общее регулирование для всех «агрегаторов информации о товарах» и дополнительное — для занимающих более 20 процентов на рынке», — пояснил Владимир Гутенев «Парламентской газете». Сайты, которые занимают доминирующее место на рынке, будут под более пристальным контролем.

Одобрение Правительством этих и других изменений прав и обязанностей интернет-платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов ожидают в ближайшее время, уточнил глава думского комитета.

Необходимый контроль

Напомним: о необходимости контролировать крупные маркетплейсы в Госдуме активно говорили осенью 2023 года после скандалов, возникших между владельцами цифровых торговых платформ, их партнерами, сотрудниками и потребителями. Законопроект, регламентирующий взаимоотношения маркетплейсов с продавцами и владельцами пунктов выдачи товара, внесла на рассмотрение в Госдуму группа депутатов — документ был опубликован в электронной базе палаты 25 сентября.

Поправки планировалось внести в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и в статьи 12 и 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

«Документ регламентирует наиболее острые вопросы, которые возникают в этой сфере, и в первую очередь он защищает интересы продавцов и владельцев пунктов выдачи товаров от произвола владельцев цифровых платформ», — пояснял тогда суть инициативы автор поправок, глава думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.

«Эксперты отмечают, что злоупотребления владельцев цифровых платформ затрагивают интересы не менее 150 тысяч малых предприятий торговли. Считаю, что принятие законопроекта СРЗП, поддержанного депутатами других думских фракций, позволит решить многие проблемы в этой сфере», — заметил Миронов.