Поезда между Москвой и Петербургом будут ходить каждые 10 минут
В обоих городах для новых составов высокоскоростной магистрали построят отдельные вокзалы
В 2028 году Москву и Санкт-Петербург свяжет новая высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ). Поезда будут развивать скорость до 400 километров в час, благодаря чему время в пути составит 2 часа 15 минут. Пассажиропоток между двумя столицами может увеличиться вчетверо, а интервал движения сократится в шесть раз, прогнозируют в Минтрансе. «Парламентская газета» узнала новые подробности проекта.
После «Сапсана»
Самый быстрый поезд в России — «Сапсан» курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом, развивая скорость до 250 километров в час. Время в пути составляет четыре часа. Проекту уже 15 лет, за это время технологии шагнули вперед, поэтому в августе 2023 года президент Владимир Путин заявил о наступлении момента для реализации проекта ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом.
Движение на участке планируют запустить в третьем квартале 2028 года, срок этот очень смелый, поэтому всем отраслям и ведомствам нужно работать слаженно, сказал глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов на рабочем совещании 9 декабря. В палате регионов, выполняя поручение председателя Валентины Матвиенко, будут ежеквартально проводить рабочие совещания о ходе строительства ВСМ и создании первого высокоскоростного поезда, отметил сенатор.
«Вся инфраструктура и подвижной состав должны быть максимально локализованы — будем следить, чтобы это происходило не только на бумаге и в шильдиках, на каждое совещание планируем приглашать представителей Генпрокуратуры и Счетной палаты, — пообещал Кутепов. — В свою очередь, готовы оперативно обеспечить законодательное сопровождение ВСМ».
Старые пути отдадут под грузы
Протяженность ВСМ-1, как уже назвали проектируемую магистраль, 679 километров. Их новые поезда будут проходить за 2 часа 15 минут. Дорога от Москвы до Твери займет 39 минут, от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода — 29 минут, сообщил замминистра транспорта Алексей Шило. Поезда, как планируется, будут курсировать между двух столиц с интервалом 10-15 минут, хотя сейчас — 60 минут.
Пассажиропоток может вырасти вчетверо. Сейчас «Сапсаны» перевозят до 5,5 миллиона человек в год, возможности поездов ВСМ-1 — 23 миллиона пассажиров ежегодно. Новые пути, которые проложат между городами, позволят разгрузить существующие стальные магистрали, благодаря чему появится возможность перевозить по ним дополнительно 30 миллионов грузов, добавил Алексей Шило.
Очевидно, что кратный рост прибывающих в обе столицы потребует создания дополнительной пассажирской инфраструктуры, поэтому, как прозвучало на совещании, в Москве и Санкт-Петербурге построят новые вокзалы. Пока неизвестно, где они появятся.
Вагоны с интернетом
Для реализации проекта создали отдельную компанию — «ВСМ Две столицы». Ее руководитель Олег Тони рассказал, что на заводе «Уральские локомотивы» планируют построить 41 новый поезд, договор уже заключили. Каждый состав — по восемь вагонов общей вместимостью 454 человека, при необходимости можно запускать сдвоенный состав.
В создание нового отечественного поезда технологически включены производители больше чем из двадцати регионов, а на строительстве путей ВСМ-1 задействуют 40 тысяч человек и 12,5 тысячи единиц техники. Около 5,6 тысячи рабочих мест останутся постоянными. Посчитали и экономический эффект: 12,9 триллиона рублей налогов и 42,9 триллиона рублей в ВВП до 2060 года.
Поезда смогут спокойно курсировать при температуре от -40 до +40 градусов. В составе предусмотрены вагоны первого, бизнес- и комфорт-класса, а также отдельные купе в начале состава, рассказал начальник департамента технической политики РЖД Владимир Андреев. В поезде будет работать интернет. Все делается по последнему слову техники, а не меньше 85 процентов технологий — российские, заверил Андреев.
9 тысяч за билет
О стоимости билетов в суперпоезд на совещании не говорили, но ранее Минтранс называл цену 8,9 тысячи рублей при современных расчетах. Зато прозвучали некоторые суммы, которые выделят на строительство ВСМ-1. В бюджете страны на амбициозный проект заложили 28,5 миллиарда рублей на три года, сообщил глава Росжелдора Александр Сахаров. Около 300 миллиардов рублей выделят из Фонда национального благосостояния, помогут власти Москвы, РЖД, регионы.
И все же, по словам Андрея Кутепова, нужно искать новые и новые стимулы, чтобы вовлекать в проект частных инвесторов. В Фонде развития промышленности предложили кредиты под один процент для тех, кто вложится в ВСМ.
Куда дальше?
В 2023 году Владимир Путин сказал, что после реализации ВСМ Москва — Санкт-Петербург рассмотрят проекты высокоскоростного движения до Казани и Минска, до Адлера и через новые регионы — Донецк и Луганск.
ВСМ-2 и последующие могут появиться в России не раньше 2030 года, отметили на совещании в Совфеде. При этом, как сообщил Андрей Кутепов, в качестве приоритетного направления сейчас рассматривают Юг России.
Читайте также:
Ещё материалы: Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Андрей Кутепов