Почему зарплаты почтальонов существенно отличаются от зарплат почтовых начальников
Существенный разрыв между заработком рядового персонала и управленцами «Почты России» не может не влиять на эффективность и качество услуг почтовиков
Николай Никифоров. Фото: Юрий Инякин / «Парламентская газета»
Выступивший на «правительственном часе» в Государственной Думе министр связи Николай Никифоров рассказал парламентариям о зарплатах почтальонов, о работе «Почта-банка», о законах, которые необходимо принять для дальнейшей трансформации почтового предприятия в современную бизнес-структуру. Благодаря стратегии развития «Почты России», утверждённой в 2014 году, за прошедшие три года предприятию удалось осуществить заметные преобразования. И речь не только о значительном увеличении объёма почтовых отправлений, но и об оптимизации работы. Появились новые логистические центры, налажена доставка, созданы современные сервисы. По словам Николая Никифорова, новая команда менеджеров «Почты России» переломила в массовом сознании негативное отношение к почтовикам.
«С 2014 года «Почта России» не получила ни рубля государственной поддержки. Сегодня это полностью самодостаточное предприятие, хотя оно находится в условиях выполнения важнейшей социальной задачи», — отметил министр.
Почта и банк в одном флаконе
Одним из успехов предприятия, считает чиновник, стало открытие созданного на базе «Почты России» банка. На конец первого полугодия 2017 года в 70 регионах России было открыто около 11 тысяч банковских окон в отделениях почтовой связи, а до конца года эта цифра достигнет 14 тысяч. Финансовая организация уже выдала кредиты физическим лицам на 172 миллиарда рублей, более 105 миллиардов рублей размещено населением на депозитных счетах, а в целом активы банка превышают 218 миллиардов рублей. По кредитованию населения «Почта-банк» расположился на восьмом месте в стране, а заодно занял и лидирующие позиции в других межбанковских рейтингах.
«Это говорит о том, что мы «попали в точку», предоставив нашим гражданам банковские услуги там, где они ранее не были представлены», — сказал Николай Никифоров, напомнив, что «Почта-банк» платит «Почте России» так называемый инфраструктурный платёж, который идёт на развитие почтового предприятия. «В этом году уже получили 1,3 миллиарда рублей, до конца года получим почти 3,5 миллиарда рублей, — сообщил министр. — И значительная часть этих средств идёт на повышение заработной платы».
Почтальоны должны зарабатывать больше
В 2012 году средняя заработная плата почтового работника составляла 15,5 тысячи рублей. В первом полугодии 2017 года она была уже на уровне 22 тысяч рублей. По словам Николая Никифорова, обеспечить в «Почте России» рост зарплат, опережающий темпы роста выручки, удалось благодаря сокращению закупок, упрощению служебных процедур и избавлению от посредников. В итоге, по словам министра, рост зарплат в текущем году по отношению к прошлому году составил шесть процентов.
Между тем, по данным надзорных органов, повышение заработной платы не отражает другой важной тенденции — по увеличению разрыва между управленческими кадрами и рядовым персоналом. «Что касается средней зарплаты почтальона, то это всего 19,4 тысячи рублей, что ниже уровня 2014 года почти на шесть процентов, — отметила в своём выступлении представитель Счётной палаты Вера Чистова. — При этом зарплата начальника почтамта составляет 111,7 тысячи рублей. Мы не говорим, что это много, но мы говорим о существенном разрыве между руководителями и специалистами».
В первом полугодии 2017 года «Почта России» обработала 147 миллионов международных почтовых отправлений. За весь 2017 год ожидается более 330 миллионов почтовых отправлений — это почти на треть больше, чем в предыдущем году.
На несоответствие официальных цифр и реальных зарплат почтовых сотрудников обратили внимание и депутаты. Так, представитель «Единой России», член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев сообщил, что в Новосибирске, откуда он избран, заработные платы для операторов, работающих на сортировке посылок, начинаются от 12 тысяч рублей.«За такую заработную плату достаточно сложно требовать от людей высокой эффективности и качественных услуг», — заметил парламентарий. И предположил, что средняя величина доходов в размере озвученных министром 22,5 тысячи рублей получилась после того, как бывшему гендиректору «Почты России» Дмитрию Страшнову выплатили премиальные в размере 95 миллионов рублей.
Тут стоит заметить, что в преддверии «правительственного часа» с участием министра связи председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложил отказаться от практики премирования топ-менеджеров «Почты России» до тех пор, пока предприятие не повысит зарплаты рядовых сотрудников до приемлемого уровня. «По итогам года, скорее всего, снова будут начисляться премии и бонусы руководству ФГУП «Почта России». Так вот, никаких премий быть не должно, пока простые почтальоны зарабатывают меньше прожиточного минимума!» — сказал журналистам политик.
«Почта России» сменит вывеску
Для перехода предприятия на новые рельсы потребуется помощь законодателей. Сегодня на рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта, напрямую затрагивающие деятельность почтовиков. Один из них отраслевой — «О почтовой связи», а второй точечный — о преобразовании ФГУП «Почта России» в полноценное акционерное общество. Николай Никифоров попросил депутатов ускорить принятие обоих правовых актов для того, чтобы «архаичная форма предприятия не тормозила ход реформ».
«Хотел бы, пользуясь случаем, обратиться к вам с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о преобразовании ФГУП «Почта России» в акционерное общество. В целом мы достигли консенсуса по законопроекту с комитетами и хотел бы попросить вашей поддержки», — сказал Никифоров, выступая перед парламентариями.
Представители фракций в большинстве своём поддержали министра, хотя не обошлось без нареканий. Так, заместитель председателя Государственной Думы Ольга Епифанова («Справедливая Россия») напомнила, что законопроект по реформированию почтового предприятия пылится в палате уже три с половиной года и причиной тому — очень низкое качество с точки зрения юридической проработки его положений.
«Все заключения пестрят фразами — «низкий уровень юридической техники», «не выдерживает критики», «способен породить большое количество злоупотреблений». Ни одного одобрительного слова. Именно поэтому законопроект с 2014 года так и не добрался до процедуры первого чтения», — заключила Епифанова. И предложила Правительству отозвать законопроект с тем, чтобы внести его снова на рассмотрение Думы после кропотливой и тщательной доработки.