Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Почему в России вырос утильсбор на автомобили

30.11.2023 12:00

Автор: Алексей Лапшин

Почему в России вырос утильсбор на автомобили
  © Мобильный репортер / АГН Москва

С 29 октября в России вступили в силу новые правила взимания утилизационного сбора с физических лиц. В отдельных случаях это привело к росту размера утильсбора в 250 раз, до уровня тарифов для юридических лиц.

Что такое утилизационный сбор

Введенный в 2009 году на иномарки и в 2014 году на отечественные автомобили утилизационный сбор представляет собой сумму, которую однократно уплачивают в бюджет производители, импортеры или первый покупатель товара. В дальнейшем указанные средства пойдут на утилизацию и переработку продукции. Производители и покупатели платят сбор в Федеральную налоговую службу, а импортеры — в Федеральную таможенную службу.

Сейчас в России утилизационный сбор уплачивается только на транспортные средства, однако вскоре его могут распространить и на другие группы товаров. Так, 20 ноября на круглом столе Комитета Совета Федерации по экономической политике обсуждался вопрос введения к концу 2024 года утильсбора на иностранную электронику, в том числе планшеты, смартфоны, видеокамеры. Минпромторг инициативу поддержал.

Утилизационный сбор на электронику может работать по той же схеме, что и на автомобили. Тариф для отечественной продукции может быть ниже, чем для импортной.

Где применяется утилизационный сбор

Сейчас утильсбор на автомобили уплачивают:

  • импортер автомобиля из-за рубежа;
  • производитель отечественного автомобиля;
  • покупатель автомобиля, если ранее сбор не был уплачен, проверить это можно в паспорте транспортного средства;
  • кто может не платить утилизационный сбор;
  • утилизационный сбор уплачивается за все автомобили, ввезенные в России с целью продажи, или произведенные в стране.

Освобождены от уплаты утильсбора:

  • автомобили, принадлежащие вынужденным переселенцам и беженцам;
  • машины в собственности дипломатических представительств, международных организаций и их сотрудников;
  • транспортные средства, которые произведены более 30 лет назад;
  • автомобили, ввезенные временно без постановки на учет;
  • выпущенные менее трех лет назад автомобили, которые подпадают под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.

Почему вырос утилизационный сбор

С 1 августа 2023 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 1118 от 7 июля, которым были внесены изменения в ставки утильсбора на автомобили.

Текущие ставки утилизационного сбора на авто возрастом до трех лет
Объем двигателя Ставка для физических лиц Ставка для юридических лиц
0-1 л 3400 81 200
1-2 л 3400 300 600
2-3 л 3400 844 800
3-3,5 л 970 000 970 000
Более 3,5 л 1 235 000 1 235 200
Электродвигатель 3400 360 000

 

С 29 октября 2023 года вступило в силу новое постановление Правительства РФ № 1722 от 17 октября. Согласно документу, теперь уплату утилизационного сбора контролирует Федеральная таможенная служба, а не налоговые органы.

Также в рамках постановления были конкретизированы условия, которые плательщику необходимо соблюсти для использования льготной ставки сбора:

  • приобретение автомобиля для личного использования;
  • регистрация транспортного средства в ГИБДД в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
  • приобретение автомобиля у производителя и ввоз машины, в том числе через ЕАЭС, осуществляет физлицо для личного пользования, то есть автомобиль не помещается под таможенные процедуры ЕАЭС, за исключением транзита;
  • объем двигателя автомобиля не более 3 литров.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы уточнили порталу Autonews.ru, что скидки на уплату утильсбора не будет:

  • если на гражданина оформляется ввоз и покупка второго и более автомобиля за последние 12 месяцев;
  • в случае приобретения транспортного средства у физического лица в одной из стран ЕАЭС и дальнейшего импорта автомобиля в Россию;
  • в случае перепродажи машины, которая была куплена для личного пользования, ранее чем через 12 месяцев с момента ввоза.

Таким образом, на сегодняшний день оформить автомобиль в России по льготной ставке утилизационного сбора может физическое лицо, которое самостоятельно приобретет транспортное средство за рубежом, импортирует его и задекларирует с использованием пассажирской таможенной декларации. В случае приобретения автомобиля у физического лица, которое на заказ ввезло автомобиль в Россию менее 12 месяцев назад, придется заплатить полную стоимость утилизационного сбора.

Как сообщалось 14 ноября в соцсетях Минпромторга, ведомство совместно с Федеральной таможенной службой готово провести консультации по уплате утилизационного сбора. При этом для корректного и оперативного рассмотрения обращений в министерстве посоветовали указывать конкретные обстоятельства ввоза автомобиля с приложением копий документов, отметив, что в большинстве жалоб со стороны граждан отсутствует указанная информация, что не позволяет провести консультацию по проблеме уплаты утильсбора.

Отменят ли утилизационный сбор

Как сообщается на сайте Генпрокуратуры РФ, 14 ноября надзорное ведомство обратило внимание на ситуацию с взиманием утилизационного сбора после того, как в ведомство стали поступать многочисленные обращения россиян о проблемах, связанных с взиманием сбора. Генпрокуратура взяла данный вопрос на контроль.

Одновременно для ускорения процесса рассмотрения жалоб в надзорном органе рекомендовали гражданам, которые сообщают о нарушениях при взимании утильсбора, излагать обстоятельства ввоза автомобиля, его характеристики и наименование взимающего сбор органа, прилагая необходимые подтверждающие документы.

Между тем глава Комитета Госдумы по международным делам, председатель ЛДПР Леонид Слуцкий 29 ноября направил обращение в Правительство с предложением заморозить утилизационный сбор до конца 2023 года. В качестве обоснования он привел ситуации, когда автовладельцы приобрели машины для личного пользования еще до вступления в силу новых правил, однако теперь вынуждены доплачивать сотни тысяч рублей для получения транспортного средства. При этом информационная кампания с разъяснением новых правил не была проведена, указал он.

Читайте также:

• Утильсбор на импортную электронику сначала может коснуться продукции спецназначения