Почем золото, бриллианты?
Золотодобывающая и алмазная промышленность являются одними из самых закрытых отраслей народного хозяйства.
Фото Александра Рюмина/ТАСС, REUTERS
Показатели их работы зачастую недоступны для статистики, а сами добывающие компании (контрольный пакет акций в них принадлежит государству) отчитываются о своей деятельности напрямую перед главными финансовыми регуляторами — Центробанком и Минфином. Это не случайно, ведь их продукция составляет самый ценный актив государства, от величины которого зависит положение страны на мировом рынке. Однако особое положение этих отраслей вовсе не ограждает их от рыночных законов, а значит, проблем сугубо экономического свойства. О том, каковы эти проблемы и есть ли у них законодательное решение, — в материале нашего обозревателя.
НАМЫТЬ ЗОЛОТИШКА СМОЖЕТ КАЖДЫЙ
До недавнего времени добычей золота в России занимались пять крупных профильных компаний. Их продукция являлась предметом строгой отчетности и поступала напрямую в хранилище золотого запаса страны, распоряжаться которым имеет право только Центробанк. Покупкой драгметаллов у компаний занимается также Гохран, который находится под патронажем Минфина. План добычи этим компаниям определяется именно этими двумя регуляторами. Он напрямую зависит от колебаний цен на золото на мировом рынке. В 2013 году цены на золото упали на 28 процентов. Почувствовав, что золотой актив становится менее ликвидным, Гохран скорректировал свой план закупок драгметаллов.
Но как только положение на рынке стабилизировалось, Россия взяла активный курс на увеличение золотого запаса.
- С 2014 года мы видим уверенный рост добычи золота, — говорит Сергей Кашуба, председатель Союза золотопромышленников России. По его данным, уровень производства за 2016 год составил около 297 тонн, на 2017 год также планируется небольшое увеличение добычи.
Сейчас золотозапасы страны приближаются к 1187,5 тонны. «Это рекордный показатель, которого страна не могла достичь за последние два десятилетия», — отмечает Сергей Кашуба.
Но увеличение объемов промысла неожиданно обернулось социальными проблемами в районах золотодобычи. Компании были вынуждены оставить нерентабельные месторождения и перейти к новым, которые до этого не эксплуатировались. Это вызвало нарастание социальной напряженности в районах закрывшихся промыслов. Речь идет о Чукотке, а также Магаданской области. В Правительстве была поставлена задача разработать поправки в Закон «О недрах», которые разрешали бы добычу золота частным лицам. По мнению авторов закона, добычей золота могли бы заняться местные жители, ведь многие из них до этого работали в золотодобывающих компаниях. Брошенные прииски нерентабельны для добычи золота в промышленных масштабах, но частным старателям оттуда еще много можно «выжать».
Алмазный рынок нестабилен. На цену сырья влияют много факторов - от политической конъюнктуры до спроса на предметы роскоши»
Кстати, добыча золота частными старателями была разрешена в России до 1954 года. Этот промысел не только не запрещался, но для старателей по аналогии с промысловиками-охотниками и рыболовами были введены дополнительные льготы, премии, предоставлялось право на пользование лучшими золотоносными участками и даже путевки в дома отдыха. По подсчетам социологов, количество старателей достигало 120 тысяч человек. Их трудами было открыто и оборудовано множество новых приисков, которые впоследствии перешли под управление государственными структурами. А добычу свою они сдавали в специализированные пункты, где ее пересчитывали и маркировали. А вот после 1954 года желающим побаловаться золотишком предстояло познакомиться с Уголовным кодексом. Эта тенденция сделала представителей ФСБ и Минюста главными оппонентами нынешнего законопроекта. Эксперты ведомств опасались, что начнется разгул криминала и воровства, что имело место в Магаданской области в 1990-е годы, когда был принят местный закон о частной золотодобыче.В 2017 году законопроект, разрешающий добычу золота частным лицам, вступил в действие. Теперь, для того чтобы заняться этим промыслом, достаточно купить лицензию, срок действия которой пять лет, и соблюдать правила добычи (добывать золото можно только поверхностным способом, нельзя проводить взрывные работы, глубина копки не более пяти метров). «Этот законопроект скорее социальный, серьезного увеличения добычи от действия частных старателей мы не ждем. Отрасль и так сегодня успешно справляется с запланированными объемами добычи», — отметил Сергей Кашуба.
«АЛРОСА» ПРОДАЕТ САМА
Но если в золотодобыче наметился устойчивый рост, даже, несмотря на противоречивую конъюнктуру цен на рынке, то в алмазной отрасли сейчас сложилась иная ситуация. Во многом это связано с тем, что государственное регулирование золотодобывающей и алмазной отрасли различно. Начнем с того, что компания «АЛРОСА», занимающаяся добычей и переработкой алмазов в нашей стране, является почти полным монополистом. На ее долю приходится 97 процентов всех добываемых в России алмазов. Доля компании на мировом рынке колеблется в пределах 25 процентов. Алмазный рынок нестабилен. На цену сырья влияют много факторов — от политической конъюнктуры до спроса на предметы роскоши, который сейчас значительно просел из-за мирового кризиса. Серьезную конкуренцию природным алмазам оказывают и так называемые синтетические алмазы. Такие камни после обработки практически ничем не отличаются от настоящих бриллиантов, но стоят они при этом в 2-3 раза дешевле, их производство не нарушает экологию, как это происходит при добыче настоящих алмазов. Все это ведет к снижению цены на алмазы. И даже объединение крупнейших мировых производителей алмазов пока не в состоянии переломить эту тенденцию. Поэтому прибыль «АЛРОСЫ» и отчисления с нее в госбюджет напрямую зависят от ценовой конъюнктуры, которая в настоящий момент неблагоприятна.
Наследница советского «Якуталмаза» нынешняя «АЛРОСА» включена в перечень системообразующих предприятий. Это обусловило и довольно большие полномочия компании в реализации добытого сырья. В отличие от золотопромышленников, вся продукция которых идет в Гохран, 70 процентов добытых алмазов «АЛРОСА» продает сама по долгосрочным контрактам постоянным клиентам, остальное реализуется на аукционах и оптовом рынке. Гохран, который подчиняется Минфину, конечно, тоже закупает у компании алмазы, но их количество разнится год от года. Например, в 2016 году, увидев падение цен на алмазы, Минфин закупил лишь 20 процентов алмазной продукции от планируемых ранее в законе о бюджете показателей. Примечательно, что алмазные активы не являются частью международных резервов России, которые находятся под управлением Центробанка. Алмазными запасами управляет Минфин. И если ЦБ регулярно отчитывается о золотых запасах, то про алмазные никакой открытой статистики не существует. Столь непрозрачная система, мягко говоря, вызывает вопросы.
АЛМАЗЫ С ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ
Сейчас Минфин готовит «дорожную карту» развития алмазно-бриллиантовой отрасли, которая может стать одной из крупнейших реформ в ее истории. Речь, в частности, идет о серьезном смягчении госрегулирования и снижении налоговой нагрузки на российских огранщиков, а также о расширении их доступа к сырью. На эти цели направлен разрабатываемый в Минфине законопроект по обнулению ставки НДС для операций по реализации алмазов на внутреннем рынке.
Если раньше российские огранщики должны были, закупая сырье, конкурировать с зарубежными клиентами, то после принятия закона они получат преференции. Суть законопроекта, таким образом, достаточно проста: с помощью налогового стимулирования поддержать российскую гранильную промышленность. Это означает, что алмазодобывающая отрасль перестает быть «исключением» и ей, как и другим отраслям народного хозяйства, предстоит перейти к работе по новым правилам, то есть продавать за рубеж не сырье, а продукцию переработки с высокой добавленной стоимостью. Речь, правда, идет о довольно специфическом продукте — о бриллиантах. Тем не менее, законопроект Минфина должен быть готов к концу ноября, обсужден в Правительстве и в январе следующего года внесен в Госдуму. Однако катастрофа на алмазодобывающем руднике «Мир» спутала все планы. 4 августа на подземном руднике произошла авария, в результате которой погибло 8 шахтеров, сам рудник вышел из строя с неясной перспективой восстановления. «Мир» давал 11 процентов текущей добычи «АЛРОСА», кроме того, здесь было сосредоточено свыше 35 процентов запасов алмазной руды, в худшем случае все это потеряно безвозвратно, как и свыше одного миллиарда долларов, затраченных на создание этого подземного рудника. Сейчас идет работа комиссии Ростехнадзора по выяснению причин трагедии. Заставит ли Правительство авария на «Мире» отложить реформу отрасли или она все же будет осуществлена в ранее запланированные сроки, покажет дальнейшее развитие событий.