Плата за коммунальные услуги вырастет с 1 июля почти по всей стране
Тарифы в субъектах РФ вырастут на 2,5—7 процентов. Плановое повышение не коснётся только крымчан и жителей Севастополя
Расценки на коммунальное хозяйство традиционно растут в середине лета. Ежегодное повышение размера коммунальных платежей утверждается в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на ближайшие годы, с учётом инфляции и роста цен на ресурсы.
Всем регионам по индексу
Согласно принятому в ноябре 2016 года распоряжению Правительства, очередное подорожание платы за отопление, горячую и холодную воду, канализацию, газ и электричество в среднем по стране составит 4 процента, что укладывается в прогнозируемый в текущем году уровень инфляции. Повышение тарифов 1 июля коснётся всех российских регионов за исключением Республики Крым и города федерального значения Севастополь, где изменение тарифов на тепло, газ, электроэнергию, воду и стоки происходит от одного до трёх раз в год, а рост коммунальных тарифов ограничен единоразовым уровнем в 15 процентов.
Минимальное подорожание — в размере 2,5 процента — затронет жителей Республики Северная Осетия — Алания. Мизерные индексы роста также приняты по отношению к Алтайскому краю (3,2 процента), республикам Дагестан и Кабардино-Балкарии (по 3,3 процента). Сильнее всего тарифы подрастут в Москве — сразу на 7 процентов. В Подмосковье плата также увеличится на предельную величину, установленную для этого региона, — 4 процента. Повышение в 6 процентов будет у жителей Якутии, Камчатки и Санкт-Петербурга.
Напомним, что с 2014 года в России введено тарифное регулирование, согласно которому учитывается не отдельная плата за ту или иную услугу, а совокупный усреднённый платёж за все коммунальные услуги. Каждый год платежи повышаются в соответствии с индексами, установленными Правительством для каждого субъекта РФ. Например, для Москвы предельный индекс ежегодного подорожания составляет 7 процентов, а среднее повышение тарифов по стране укладывается в 4 процента. Разница по субъектам определяется экономическими расчётами и фактором платёжеспособности населения.
- Раз в год цены нормально индексировать, поскольку есть инфляция, и всем организациям, которые производят ресурсы, приходится что-то покупать с учётом изменившихся расценок, — комментирует ситуацию ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Института экономики города Дмитрий Гордеев. — Но если отвечать на вопрос, нормально ли то повышение, которое у нас производится и «обрезается» индексами, тут надо мысленно представить себе, сколько у нас в России субъектов Федерации, сколько в них муниципалитетов, сколько в муниципалитетах разных электро-, газо-, водоснабжающих организаций, и для каждой из этих организаций дать ответ на вопрос: а хватит ли им этого повышения или нет?
По мнению эксперта, устанавливать одинаковые индексы повышения расценок на целый регион экономически неэффективно. Дело в том, что у разных ресурсоснабжающих организаций различные запросы ввиду состояния изношенности основных фондов. То есть какой-то организации может не хватить денег для обновления средств производства, замены труб и т.п., что в конечном счёте приведёт к снижению качества коммунального обслуживания.
Для монополистов нужны ограничения
Противоположной точки зрения придерживается председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. По её мнению, ограничение роста платежей за жилищное и коммунальное хозяйство фиксированной индексацией действует в интересах населения, поскольку умеряет аппетиты компаний-монополистов.
- Что касается видов коммунальных услуг, предоставляемых ресурсниками, то это рынок. Но действует антимонопольное законодательство, и их «хотелки» распределяются внутри всего этого платежа, — объясняет законодатель. — И дальше уже глава субъекта Федерации, который отвечает за население и за ситуацию по снабжению ресурсами, должен смотреть на ситуацию. Если он сочтёт, что действительно не хватает средств для инвестиций, развития какой-то структуры или для того, чтобы капитально ремонтировать какие-то инфраструктурные объекты, он примет соответствующее решение.
В качестве иллюстрации Хованская привела пример с взносами на капитальный ремонт, которые взимаются в рамках платежей за жилищные услуги. Этот взнос сейчас колеблется в размере от 1,5 до 17 рублей за квадратный метр в месяц, и никто не может гарантировать, что через год эта сумма не увеличится вдвое.
- Я считаю, что здесь тоже должен быть ограничитель, — убеждена Хованская. — Потому что до последнего времени жилищная часть определялась собственниками дома на общем собрании. Если они этого не делали, тогда власть устанавливала ставки по оплате за жилищные услуги и текущий ремонт. Хочу сказать, что с появлением взноса на капитальный ремонт ситуация изменилась, потому что граждане не могут повлиять на размер этого взноса. Они не могут на своём собрании установить плату меньше, только больше. А с 1 января появился ещё один параметр - норматив на общедомовые нужды, который тоже вошёл в плату за жилищные услуги. И граждане тоже не регулируют этот параметр в своей плате. Поэтому нам представляется, что нужно устанавливать предельный индекс и в части жилищных услуг.
Отметим ещё одну новеллу, касающуюся жилищно-коммунального хозяйства — с 1 июля 2017 года все предприятия отрасли ЖКХ будут обязаны размещать информацию о своей деятельности в государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ). В систему будут вноситься сведения об объектах коммунального хозяйства, тарифах, деятельности поставщиков ресурсов и управляющих компаний. На этой площадке пользователи смогут узнать конкретные сведения о своём доме, работе управляющей компании, начисленных платежах и задолженностях. В случае если до 1 января 2018 года компании не разместят необходимую информацию или опубликуют недостоверные сведения, они понесут административную ответственность.