Пиво разрешат продавать на футбольном чемпионате-2018
Однако мера эта временная и содержит ряд ограничений
Продажа пива на стадионах, которая является непременным условием Международной федерации футбола (FIFA) при проведении чемпионатов мира по футболу, не скажется на уровне обеспечения безопасности во время проведения турнира в России в июне этого года. Кто сможет распивать слабоалкогольные напитки на матчах и поможет ли опыт ЧМ-2018 вернуть пиво на игры российского чемпионата, парламентарии и эксперты обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты».
Пить и продавать можно, проносить — нет
Футбол и пиво примерно то же самое, что лето и мороженое — такими ассоциациями оперируют болельщики-завсегдатаи футбольных стадионов. Однако в России продажа пива и его реклама во время любых спортивных мероприятий законом запрещена. Имидж игры при этом повысился — как отмечают эксперты, на трибуны всё больше людей стали приходить семьями, не опасаясь пьяных разборок на трибунах, которые нередко случались в прошлом. А вот экономика клубов пострадала — по словам менеджеров команд, богатые пивные компании готовы содержать ту или иную команду и даже целые лиги. Но при условии, что будет снят запрет на продажу и рекламу пенного напитка.
В итоге в России такой запрет был снят, правда, временно и исключительно в рамках проведения Кубка конфедераций-2017 и чемпионата мира-2018 по футболу. Таково требование Международной федерации футбола — на стадионах обязательно должна продаваться и рекламироваться продукция партнёров и спонсоров этой организации. Среди них и производители пива. Их продукцию зрители матчей ЧМ-2018 смогут приобрести прямо на стадионе — и на трибунах, и в фан-зоне.
Как пояснил член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Эдуард Исаков, недавно приняты поправки, которые позволят продавать и потреблять алкогольную продукцию на стадионах, но только в ходе ЧМ-2018. «Разрешение касается только продукции спонсоров и партнёров FIFA. Вместе с тем международной федерацией утверждены правила поведения болельщиков на чемпионате мира — с ними можно ознакомиться на официальных сайтах FIFA и оргкомитета ЧМ-2018, а также непосредственно при входе на стадионы или у билетных касс. Согласно этим правилам, зрителям запрещено находиться на стадионе в опьянении, которое нарушает нормы общественной нравственности. Запрещено продавать алкоголь лицам, не достигшим 18 лет. Также запрещено проносить с собой любые напитки ёмкостью свыше 100 миллилитров», — рассказал законодатель.
Нарушители могут быть выведены со стадиона сотрудниками службы безопасности, которым будут помогать контролеры-распорядители (в Европе их называют «стюарды»). «Уверен, что все вопросы безопасности в ходе игр ЧМ-2018 будут решены успешно и разрешение на продажу пива на это никак не повлияет», — считает Эдуард Исаков.
Fan ID заставит фаната быть аккуратным
Сегодня российский болельщик стал более аккуратным. Тем более если речь идёт о чемпионате мира-2018. Глава Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) Александр Шпрыгин уверен — в России каждый футбольный зритель готов заботиться о том, чтобы поддержать благоприятное впечатление о своей стране в ходе уникального события. Ведь чемпионат мира по футболу, в отличие от той же Франции или Англии, в России проводится впервые. И не ударить в грязь лицом — дело чести. Именно поэтому глава ВОБ считает, что даже фанаты, с объединениями которых в контексте ЧМ-2018 сегодня активно взаимодействует российская полиция, не будут лезть на рожон.
«У нас не Евросоюз, где можно беспрепятственно передвигаться по разным странам, — граница России по-прежнему «на замке» для футбольных хулиганов. И то, что заявка, скажем, английских болельщиков на ЧМ-2018 существенно сократилась по сравнению с их же заявкой на прошлый чемпионат мира-2014 в Бразилии — это проблема английской стороны, а не наша, — сказал Александр Шпрыгин. — Не стоит забывать и о Fan ID — паспорте болельщика, в котором отмечается вся история конкретного посетителя матча ЧМ-2018. И если кого-то удалят со стадиона в пьяном виде, то он просто больше не попадёт на матчи — вход для него будет закрыт».
Вернут ли пиво на футбол в России после ЧМ-2018?
Между тем один из вопросов, который сегодня поднимается, — может ли в России произойти возврат к продаже пива во время матчей национального футбольного чемпионата? Тем более что во отчётах о проведении Кубка конфедераций-2017 первое, о чём говорят, — это о практически нулевом уровне нарушений. А пиво на стадионах в Казани, Сочи, Санкт-Петербурге и Москве на время турнира было уже разрешено.
«Мы с 2010 года говорим о том, что надо вернуть пиво на стадионы. В большинстве стран Европы оно продаётся, и к беспорядкам это не приводит. Футбольный матч — такое же досуговое мероприятие, как, например, просмотр кинофильма «Движение вверх». Однако в кинотеатре купить пиво можно, а на стадионе нет», — сетует Александр Шпрыгин.
В Российской футбольной премьер-лиге также заявляют, что футбольные клубы страны выступают за «цивилизованное и ответственное потребление пива на стадионах». Об этом сказал коммерческий директор премьер-лиги Павел Суворов: «Мы не считаем правильным запрещать ответственным и взрослым людям покупку пива на футболе. Также, как показывает и российская, и международная практика, футбольные клубы и пивные бренды плотно и глубоко сотрудничают — это традиция футбола. У нас это сотрудничество хромает в силу законодательных ограничений. Поэтому думаю, что после ЧМ-2018 нам стоит обсудить эти вопросы».
В Совете Федерации готовы обсуждать «пивной» вопрос — это подтвердил сенатор Эдуард Исаков. Хотя лично он считает, что что-то менять в этом вопросе не стоит. Даже несмотря на утверждение некоторых экспертов, что пиво привлечёт на трибуны больше зрителей.
Парламентарий заметил, что бороться за зрителя необходимо не продажей пива, а красивой игрой и отличным сервисом. Именно поэтому Правительство поступательно ведёт работу по ограничению продажи алкогольной и слабоалкогольной продукции, в том числе из-за проблемы детского алкоголизма, который возникает во многом из-за употребления пива и других слабоалкогольных напитков. «Я был на чемпионатах мира за рубежом и имею представление, как это действует. Например, в Германии видел, как после пива не только молодые юноши, но и девушки были в совершенно непотребном виде. Я не сторонник полной трезвости, но считаю, что спортивные мероприятия не должны сопровождаться продажей алкоголя. Это антиреклама с точки зрения здорового образа жизни и провозглашённого нашим президентом курса на сбережение нации», — констатировал Эдуард Исаков.
Впрочем, парламентарий предложил вернуться к этой теме после анализа итогов ЧМ-2018 — одной из площадок для такого обсуждения, по мнению сенатора, может стать «Парламентская газета».
Ещё материалы: Эдуард Исаков