Петербург планирует развиваться на юг
Генплан города до 2050 года общественность сможет обсудить до 10 августа
Действующий до 2025 года Генеральный план развития Петербурга скоро перестанет действовать. На общественное обсуждение представлен проект нового документа о развитии города до 2050 года. На картах можно увидеть будущие мосты и тоннели, десятки станций метро, о которых раньше даже не слыхали, железнодорожный обход города, сады, парки и даже новый аэропорт. Для предложений по улучшению и изменению этих идей отведена всего неделя. 10 августа после 23:59 прием обращений от граждан закроют.
Неделя на все
Первый из современных Генпланов развития города приняли в Петербурге в 2005 году. В него неоднократно вносили изменения, но глобальных, которые задавали бы вектор развития на десятилетия вперед, не было.
Новый документ подготовили еще в 2020 году и разместили на федеральном ресурсе территориального планирования. Он не только задает основы развития города исходя из местных предложений, но и учитывает все требования федеральных министерств и ведомств. На общественные обсуждения документ долго не выносили, так как необходимо было получить все согласования. Этот шаг уже пройден, и вот стартовал самый ответственный этап общественного обсуждения: с 4 по 10 августа документ доступен на сайте комитета по градостроительству и архитектуре для приема предложений от петербуржцев. Экспозиции можно изучить и лично — в самом ведомстве и во всех районных администрациях города.
Основные тенденции
Генеральный план разбит на три периода: первоочередной — до 2030 года, расчетный — до 2040 года и прогнозируемый — до 2050 года. Петербург будет развиваться в действующих границах без попыток захвата Ленобласти и преимущественно в южном направлении, охватывая широким фронтом шесть районов от Петродворцового до Колпинского и Пушкинского. Там же на юге Генпланом предусмотрено создание площадок двух крупных городских вузов — СПбГУ и ИТМО.
Жилье без фанатизма
Излишней жилой застройки в обновленном Петербурге не предполагается, так как демографические прогнозы говорят, что население города увеличится незначительно, а заселять дома переезжающими из других регионов нецелесообразно. К 2035 году в Петербурге, возможно, будет проживать 6,5 миллиона человек в противовес к сегодняшним 5,3 миллиона. Решает Генплан и обратную проблему — действующие кладбища расширят на 55 гектаров.
Город уже принял решение о сбалансированном развитии и добился снижения федеральных норм по объемам жилищного строительства. Так, до 2030 года ежегодно планируется вводить 3,2 миллиона квадратных метров жилья, а в последующие годы и того меньше — 3,1 миллиона. Напомним, что уже несколько лет в городе действует правило: застройщикам не выдают разрешение на строительство, если не запланировано возведение рядом детских садов, школ, поликлиник, дорог и другой инфраструктуры.
Поэтому по Генплану в городе появится 232 объекта образования, 97 — здравоохранения, 36 — культурных учреждений, включая библиотеки, 276 спортивных сооружений, 95 учреждений социального обслуживания, среди которых есть и дома престарелых.
Почти 70 процентов жилья появится на свободных территориях юга, среди которых будут и бывшие сельскохозяйственные поля, 12 процентов относится к участкам реновации и 20 процентов — к зонам преобразования нежилых территорий.
Сады и парки
Петербург намерен сохранить крупные зеленые массивы в пригородах. В Колпинском районе власти отказались от застройки, сохранив 580 гектаров леса. Еще 300 гектаров зафиксируют в районе Кузьминского водохранилища и 250 гектаров — на бывших полях Пушкинского района. В центральной части города в зеленые зоны включат отдельные незастроенные участки, в том числе прибрежные. Например, линейный парк будет на месте бывшей набережной на Васильевском острове от ЗСД до жилых домов. Зеленой зоной станут набережные Карповки и Охты. Прогулочной будет и реконструированная набережная по проекту Тучков буян. Там уже параллельно с реконструкцией Биржевого моста со спусками к воде возводят подземный пешеходный переход. Кроме того, планируется создать в Петербурге 22 пешеходные зоны, шесть тематических парков, девять благоустроенных пляжей и три парка культуры.
Рабочие места с высокими технологиями
Еще один тренд — увеличение площадей под промышленные предприятия. На дальнюю перспективу — на 1,5 гектара. Хотя продолжается вывод старых производств из центра города, в КГА предполагают, что их бывшие собственники могут подать предложения о переводе подобных зон в жилые, чтобы на месте снесенных предприятий возвести коммерчески выгодные проекты с высотками. Однако такой цели не стоит и массовый перевод осуществить не получится.
При создании новых производств, которые сегодня работают по современным технологиям и с более экологичными санитарными зонами, власти будут стремиться привязать проживание граждан с местом работы, чтобы минимизировать ежедневные бешеные трафики, например из центра города на окраину и обратно.
Метро как в сказке
Насколько реализуемы перспективные планы развития метрополитена с учетом нынешних темпов его строительства, предположить сложно. Но Генплан закладывает возможность построить и реконструировать 89 станций.
На юго-западе подземку могут нарастить до пересечения проспекта Народного Ополчения и улицы Пограничника Гарькавого через Балтийскую жемчужину, на юге — сделать полукольцо от метро «Нарвская« через Витебский проспект, станцию «Елизаровская» до «Ладожской».
В центральной части города могут пустить ветку от Двинской улицы через площадь Репина до метро «Чернышевская» через станцию «Адмиралтейская». На западе — сделать станцию «Морской Фасад» на намыве и соединить ее с севером Петербурга через «Новокрестовскую-2», пустив далее на Лахту.
На севере могут открыть станции метро до Парголово и Осиновой Рощи, а на востоке — дойти подземкой до конца Пискаревского проспекта.
На картах значится, что на этом комфортная дорога не закончится. От некоторых конечных станций будут идти трамвайные пути почти до границ города. Но только не на севере: и Зеленогорск, и Сестрорецк так и останутся неохваченными трамваями и метро.
Мосты, тоннели, новый аэропорт
Ряд стратегических проектов курирует федеральный Центр. Железнодорожный пассажирский обход — один из них. Планируется сделать два диаметральных маршрута пригородно-городского сообщения: Белоостров — аэропорт Пулково — Ораниенбаум и Токсово — Гатчина — Варшавская.
Пулково будет расширяться под новые потребности, в Левашове построят аэропорт с пропускной способностью 250 пассажиров в час, а по всему городу, даже в районе Садовой улицы, раскинутся шесть посадочных площадок для вертолетов.
Через Неву хотят построить пять новых мостов или тоннелей. Один из них в створе Широтной скоростной магистрали. Также есть планы на строительство моста в створе Большого Смоленского проспекта, Ново-Адмиралтейского моста, который может связать Васильевский остров и Адмиралтейский район. Сохраняются планы по строительству Орловского тоннеля — с Пискаревского проспекта на Смольную набережную. Самый интересный на сегодня — проект Арсенального моста. На Генплане он выглядит как продолжение Таврической улицы от Таврического сада через Неву на Арсенальную улицу.
Реалии и амбиции
Включенные в Генплан проекты, зонирование территорий и планировочные решения — это идеи и концепции специалистов, составленные в том числе на основе предложений петербуржцев, поданных в предыдущие годы. Заложенные объекты в перспективе до 2030-го и тем более до 2050 года — это возможности. Будут ли они реализованы, зависит от воли властей, финансирования, удачных согласований и приоритетности. Но, как считают специалисты, если тоннель или мост в Генплан не внести, то потом его нельзя будет ни обсудить, ни спроектировать.
После 10 августа полученные от петербуржцев последние предложения по корректировкам соберут в реестр, систематизируют, по каждому из них примут решение. Затем обобщенный документ представят на заседании правительства и направят в Законодательное собрание для принятия. Ожидается, что этот процесс финиширует в конце текущего года.