Педальные машинки и коляски для кукол предложили маркировать
Новые правила продажи этих и других товаров могут начать действовать уже в декабре
В список товаров, которые собираются идентифицировать, также могут попасть детские самокаты и велосипеды, кроме трехколесных, наборы электрических гоночных автомобилей, настольные игры для детей до 14 лет и игральные карты. Такой перечень предложен проектом постановления кабмина об эксперименте по маркировке отдельных детских товаров с 1 декабря этого года. Документ опубликован на портале проектов нормативных актов 30 августа.
Опасная шерстка медведя
Маркировать отдельные детские товары пока хотят в качестве эксперимента. Ожидается, что он продлится с 1 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года. В это время производители детских самокатов, педальных автомобилей, колясок для кукол и прочего будут маркировать их добровольно. Однако, если эксперимент признают удачным, маркировку сделают обязательной не только для этих, но и для других товаров для детей.
Как рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая, изначально в рамках эксперимента профильная ассоциация предлагала маркировать только настольные игры, но, «как мы видим, Правительство приняло правильное решение и перечень был расширен». И это не предел, полагает депутат, список будет пополняться и дальше.
«Например, большую угрозу для детей представляют игрушки, детали которых можно проглотить, которыми можно пораниться в процессе игры, которые могут вызвать аллергию и так далее. Опасными могут быть глаз или носик плюшевого кота, шерстка игрушечного медведя или пух, которым набит заяц. Это же касается магнитных шариков в конструкторах и так далее», — сказала депутат.
Важно также, чтобы на полки попадали товары, которые соответствуют сведениям, заявленным в сертификатах и декларациях, отметила Буцкая: «Пока же такая информация зачастую не отвечает действительности. При этом именно детские товары должны быть бескомпромиссного качества».
Цена бескомпромиссного качества
Маркировка товара позволяет проследить весь его путь — от производителя до покупателя. В нее заложена информация о материалах, из которых сделан товар, где именно и кем он произведен. «Таким образом каждый член цепочки посчитан и прописан», — пояснила Татьяна Буцкая.
Как следует из проекта постановления кабмина, отслеживать путь игрушек будут с помощью специальной информационной системы. Ее оператором выступит ЦРПТ (оператор маркировки «Честный ЗНАК». — Прим. ред.), следует из пресс-релиза Минпромторга, где и готовили документ.
«Для этого на товары будут наноситься коды Data Matrix, которые будут обеспечивать прослеживаемость от производства или импорта до конечной продажи. Это позволит подтвердить легальность продукции. Для проверки подлинности потребитель сможет воспользоваться приложением «Честный ЗНАК», — рассказали «Парламентской газете» в самом ЦРПТ.
Там также отметили, что с учетом большого количества видов упаковки детских игрушек »крайне важно провести эксперимент и проработать все технологии нанесения маркировки и на такую продукцию».
Ранее ряд экспертов высказывал опасение, что маркировка может привести к подорожанию детских товаров. Однако, как пояснила Татьяна Буцкая, «в рамках эксперимента оборудование и материалы для маркировки будут выдаваться бесплатно, поэтому эта процедура не приведет к увеличению цены детских товаров».
Не стоит опасаться серьезного подорожания таких товаров и впоследствии, уверена депутат. Это подтверждают и в ЦРПТ: «На цены на детские товары маркировка не повлияет. Роста цен из-за маркировки не было зафиксировано ни в одной товарной группе, где она введена. Среди них, к примеру, лекарства, молочная продукция, питьевая вода, парфюм и другие».
Каждый третий товар в тени
Ранее Ассоциация индустрии детских товаров сообщала, что сегодня теневой рынок в стране составляет порядка 30 процентов оборота такой продукции, в 2021 году эта доля была меньше — 25 процентов.
О качестве товаров для детей, которые продаются в российских магазинах, на этой неделе рассказали в Роспотребнадзоре, где подвели итоги всероссийской «горячей линии» по вопросам безопасности детских товаров и школьных принадлежностей.
Чаще всего граждане задавали вопросы о качестве и безопасности детской одежды, в том числе школьной формы — 24,3 процента всех обращений, на втором месте оказалась детская обувь — 9,6 процента обращений, на третьем — школьные ранцы и портфели (9,4 процента).
Читайте также:
Ещё материалы: Татьяна Буцкая