OZON и Yandex смогут развозить картошку
Чтобы продукция фермеров быстрее доходила до потребителя, в Госдуме предлагают использовать современные технологии
О том, как сделать фермерскую продукцию более доступной для граждан, как поддержать самих фермеров, когда экономика находится на этапе выхода из эпидемических ограничений, рассказал член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов.
- Правительством сейчас разрабатываются дополнения в антикризисную программу поддержки экономики. Известно, что вы выступаете за то, чтобы в эту программу были включены меры поддержки фермерства. Чем это обусловлено?
- Фермеры, несомненно, важнейшее звено в обеспечении продовольственной безопасности страны. Ведь по отдельным видам сельхозпродукции вклад фермеров достигает 55 процентов. Государство оказывает им поддержку, однако по отдельным направлениям она, по моему мнению, недостаточна. Это касается возможности фермеров реализовать свою продукцию потребителю напрямую. Наша рабочая группа в Госдуме по поддержке малого и среднего бизнеса разработала специальные меры, которые расширят каналы сбыта фермерской продукции. Мы надеемся, что эти предложения будут правительством учтены и дополнят государственную программу поддержки экономики в кризисных условиях.
- Одна из предлагаемых вами мер — дать возможность фермерам реализовывать свою продукцию через Интернет. Но для этого необходимы пункты сбора такой продукции. На какие средства их организуют? Как осуществлять контроль за качеством продуктов?
- Организовать реализацию продукции малых форм хозяйствования через интернет-магазины и интернет-интеграторы было предложено Правительству нашей рабочей группой по поддержке МСП в сфере сельского хозяйства ещё в апреле. Предлагалось сделать это через заключение соглашений с OZON, Yandex, Delivery club и других. Курьеры этих компаний смогут получать фермерскую продукцию от кооперативов, в которые объединятся несколько малых предпринимателей. Там же и будет производиться контроль за качеством поступающей продукции.
Считаем, что эта мера облегчит фермерам реализацию продукции, а потребителям предоставит безопасный доступ к ней.
- Но поддержка фермерства не ограничивается только интернет-торговлей?
- За время деятельности комиссии мы представили три пакета мер, разработанных совместно с экспертами, представителями отрасли, министерством сельского хозяйства РФ, органами власти регионов и муниципальных образований.
Первый пакет мы направили в Правительство в конце апреля, и он состоит из 20 предложений. Во втором пакете мы подготовили 25 предложений, в третьем — девять.
Меры, которые мы представили, можно разделить на следующие группы.
Во-первых, это шаги, которые позволят снизить издержки малых и средних сельхозпроизводителей в ситуации падения спроса на их продукцию. Сюда можно отнести, например, мораторий на выплату основного долга и процентов по инвестиционным кредитам на создание и модернизацию всех предприятий АПК.
Или такая мера — субсидирование из федерального бюджета лизинговых платежей или процентов по лизинговым платежам для субъектов малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства.
Вторая группа мер: это стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий в сельском хозяйстве. Например, предложение об увеличении объёма госзакупок у малых предприятий в сфере сельского хозяйства с 15 до 30 процентов.
Третья группа — это стратегические предложения, направленные на развитие малых форм в сельском хозяйстве в посткризисный период. Сюда относятся введение элементов госзаказа в сфере производства и реализации сельхозпродукции.
- Потребуются ли для реализации предложенных мер изменения в законодательстве?
- Принятие мер поддержки, безусловно, требует корректировки действующего законодательства. Например, для увеличения закупок продукции у малых предприятий с 15 до 30 процентов требуется внести изменения в закон о госзакупках.
Ещё один пример. Мы в первом пакете мер предложили изменить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для малых и средних предприятий АПК, увеличив численность для малых предприятий с 250 до 500 человек, для средних — с 500 до 1000 человек. Это нужно, чтобы сельские фермеры или те, кто производит товарные объёмы продукции в личных подсобных хозяйствах, получили статус малого предприятия. Такие нормы потребуют внесения изменений в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Для того чтобы статус сельхозтоваропроизводителя получили садоводы и огородники, нужно пересмотреть статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
Кроме того, членами нашей рабочей группы из отраслевых организаций высказан ряд замечаний по обсуждаемым сейчас в Госдуме законопроектам. В частности, речь идёт об изменениях в Закон «О кредитных историях» и о сельхозкооперации.